понедельник, 27 июня 2011 г.

Профилактика негативных явлений в обществе

Представленные ниже программы и методические рекомендации: «Профилактика нарушений поведения школьников», «Математическая экономика», «Культура межэтнических отношений школьников» логически взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, и в совокупности направлены на преодоление, предотвращение и профилактики негативных явлений в обществе.

Название книги:

Экономическое воспитание учащихся средствами математики

Подзаголовок: Основы, концепции, методы, профилактика негативных явлений.

Корешок: Экономическое воспитание учащихся
Дизайн-обложка: школьники поднимающиеся по лестнице вверх в небо.

Аннотация.
В работе освещены проблемы элементарного медицинского образования и воспитания учащихся в рамках системы школа-колледж-вуз, формирования минимума медицинских знаний, для поддержания здорового функционирования собственного организма, c учетом возрастных особенностей, преодоления нарушений поведения, профилактики наркозависимости в обществе. Отражены вопросы развития экономического мышления, межличностного и межэтнического образования и воспитания подрастающего поколения в полиэтничном регионе. Приведены лаконичные по форме, но глубокие по содержанию высказывания, пословицы и поговорки народов мира, которые станут незаменимыми помощниками в общении со школьниками и студентами, украсят вашу речь, придадут вашим словам особую глубину и значение. Настоящие материалы направлены на преодоление, предотвращение и профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию, и могут быть использованы в курсе средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, лицеев, гимназий, колледжей, высших учебных заведений.

Ключевые слова:

Экономическая грамотность, экономическое мышление, организаторские способности, деловые качества, трудовая деятельность, безработица, трудолюбие, здоровье, нарушения поведения, толерантность, менталитет, межличностные и межэтнические отношения негативные явления в обществе.

Краткая автобиография автора:

Музенитов Шота Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшая математика, профессиональный опыт составляет более сорока лет, исследуемые проблемы: развитие медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и студентов, профилактика негативных явлений в обществе, директор образовательного центра профилактики негативных явлений в обществе.

Структура Монографии

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1.
Теоретические основы построения самостоятельного курса «Математика и экономика» по применению математики к решению экономических задач в общеобразовательной и профессиональной школах …………………… ………...............35





1.1. Теоретические основы математических методов и моделей в экономических исследованиях…………………………………………...35
1.2. Концепция развития экономического образования в общеобразова -тельных школах (Ставропольская модель)……………………………...43



1.3. Межпредметная интеграция и система экономических понятий как основы формирования системных знаний учащихся ………………….61

1.4. Научно-педагогические основы построения специального курса «Математика и экономика»………………………………………………74

Глава 2.
Теоретические основы процесса подготовки конкуренто- способного специалиста……………………………………….……95
2.1. Перспективы образования в современных условиях как объект педагогических исследований. …………………………………………..95
2.2. Педагогические условия и факторы организации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста….…………………..107

2.3. Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста……………………………………………………………....121

2.4. Концепция подготовки кадров для преподавания спецкурса «Математика и экономика»……………………………………………..138
Глава 3.
Развитие медицинской, межэтнической, экономической культуры школьников и студентов, профилактика негативных явлений в обществе …. ……………………….... 153
3.1. Концепция Центра развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и студентов, профилактика негативных явлений в обществе Ставропольского края ……………..153
3.2. Педагогические требования к методике обучения математике.....173
3.3. Программа, объём и содержание специального курса “Математика и экономика»….………………………………………………………….187

3.4. Медицинское образование и профилактика болезней поведения в образовательных учреждениях ………………………………………...215
3.5. Формирование межличностных отношений в социальной
среде ……………………………………………………………………...234

Глава 4.
Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента……………………………………………………..249

4.1. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы при подготовке конкурентоспособного специалиста в высших учебных заведениях. ………………………………………………………………249
4.2. Организация эксперимента ………………………………………..267
4.3. Экономическое образование и воспитание учащихся на занятиях спецкурса «Математика и экономика».………………………………..277
4.4. Анализ результатов педагогического эксперимента...…...………384
Заключение………….……………………………………………….408
Библиография………...…...……………………………………….419
Приложения ……..…………………………………………………..450
Приложение 1. Словарь основных экономических понятий………
Приложение 2. Предприятие…………………………………………….
Приложение 3. Программа единого курса «Математическая
экономика» в общем курсе школьной математики……………………
Приложение 4. Положения о Центре образования, развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и профилактика негативных явлений в обществе, функционирующегося при общеобразовательных учреждениях. (организация объединенной молодежи -ООМ на Северном Кавказе)
Приложение 5. Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся……………………….
Приложение 6. Высказывания……………………………………………

воскресенье, 26 июня 2011 г.

Культура межэтнических отношений школьников (специальныый курс)


                                 Культура межэтнических отношений
(специальный  курс)

   «Чтобы строить правильные, достойные межличностные и межэтнические отношения надо знать, понимать и изучать культуру и традиции друг друга».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      
Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 100 этносов и этнических групп. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.
      Выпускники общеобразовательных школ, придя на производство или продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.
 В процессе успешной организации трудовой деятельности на рынке труда  важная роль должна быть отведена установлению деловых, партнёрских,  достойных межличностных отношений в деле сотрудничества на основе     взаимного уважения и понимания национальных особенностей и традиционных ценностей: воспитания, образования, культурных, политических и религиозных взглядов.
Вначале сразу же отметим уникальное  высказывание   основоположника теории развития человеческого общества К.Маркса: « …на определенной ступени жизни дети воспитывают своих родителей». Развивая эту мысль, мы невольно приходим к такому, на первый взгляд кажущемуся простым, выводу, что  на определенном этапе учебного и производственного процесса ученик воспитывает своего учителя, студент – преподавателя, коллектив – руководителя.
         Большинство людей думают, что воспитание – это односторонний процесс переливания «душевной жидкости» из одного сосуда в другой. Подобный односторонний подход к постоянно важной проблеме воспитания личности был бы вовсе не полным. Воспитывая в дошкольниках, учениках, подчиненных чувство доброты и отзывчивости, мы сами  становимся добрее и отзывчивее, а воспитывая трудолюбие и ответственность перед самим собой и перед обществом, мы воспитываем эти качества и в себе. Развивая в учениках, студентах святую любовь к науке, познанию, или такие важные чувства, как целеустремленность, самокритичность, умение довести начатое дело до конца, каждый раз мы воспитываем эти качества и в себе.
         С другой стороны, если мы грубы, безответственны, то все это зачастую невольно передается нашим детям. Примеров из жизни, подтверждающих сказанное, можно привести много, они требуют научного исследования. Во всех жизненных ситуациях, естественно, следует вдумчиво и с особой осторожностью относиться к вопросам воспитания, совершенствования личности, чтобы в дальнейшем можно было увидеть человека в человеке.
Необходимо еще в школе, в старших классах дать учащимся такие сведения, которыми, в силу обратной связи, они могли бы воздействовать на мировоззрение своих родителей (например, при выборе профессии, при встраивании семейного быта и т.д.). Выработать и воспитать у выпускников такие качества, чтобы они могли в будущей трудовой деятельности, попав в коллектив, определенным образом влиять на него, научить их строить правильные отношения с окружающими. Естественно все эти личностные качества (и хорошие и плохие), привитые в юности родителями, школой, обществом в целом, включая улицу, фиксируется в сознании  и невольно передается последующему поколению. В этой связи не позволительно вести себя произвольно как вздумается или самотеком. И если всему этому подрастающее поколение учили в родительском доме, в школе да и в обществе в целом глубоко убежден, что люди задумывались   бы над своими поступками проделанными ими в той или иной сфере жизненного пространства. Известная пословица «Береги честь смолоду» должна быть всегда компасом в деле воспитания подрастающего поколения. И это достаточно серьезный фактор.
Нам хорошо известны примеры, когда родители обидчивы от природы – дети обидчивые, родители излишне словоохотливы – дети такие же, базирующиеся на образе жизни родителей.
Дети же в свою очередь не  могут противостоять  личностным качествам своих отцов, хотя им о них все было известно, а стали жертвами образа жизни собственных родителей. Сказанное происходит, как бы ни осознано, рефлексивно, самотеком.  Нужно оперативное вмешательство извне, соответствующее воспитание, чтобы предотвратить негативные явления. В школе, где этот вопрос, по моему глубокому убеждению, должен быть центральным, говорится лишь поверхностно.                                                 
  Следует отметить, что  национальные особенности и традиционные ценности у различных народов проявляются по-разному и чтобы строить правильные отношения, мы должны знать культуру и традиции друг друга всесторонне, как из внутри, так и внешне. И если бы эти вопросы на должном уровне изучались еще в школе, то наверняка каждый бы задумался, прежде  чем совершить тот или иной поступок в собственной жизни.
Вполне понятно, что для трудных подростков и взрослых на перевоспитание нужно потратить время, которого так не хватает у взрослых. Однако сегодняшняя жизнь, как в зеркале, показывает, к чему приводит такое невнимание.
         Вот почему необходимо всегда помнить: воспитывая – задумывайся, задумываясь – воспитывай. Естественно на данном этапе развития нашего общества, следует особо обратить внимание на развитие в детях таких качеств, как ответственность, благородство, порядочность, деловитость, честность и т.д.
Эффект от работы будет значительным, если не только бороться с недостатками, но и развивать положительные качества: уважение к родителям, от которых унаследованы трудолюбие, доброта, честность, умение дружить и так далее. Следует пробуждать у учащихся желание узнать о жизни своих предков: чем они занимались (очень часто это отражается – в фамилиях), где жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем можно помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь довольно часто это тоже передается по наследству.
Наши учащиеся находятся в том возрасте, когда с ними следует говорить о браке, о создании семьи. Воспитатель должен помочь ребятам избавиться от определенных недостатков или развить какие-то достоинства еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, влияет на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитывают своих детей. Убеждены, что одной их  важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супругов изменить или, во всяком случае, смягчить недостатки своего характера, хотя эти качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. Иногда даже причину развода так и указывают – несходство характеров. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. В праве ли учитель безучастно стоять в стороне?
В художественных фильмах, показанных на экранах страны, имеется богатейший материал, который учитель может использовать для осмысленного воздействия на воспитуемого, стимулируя в нем все положительное, что дано природой и, устраняя дефекты характера, которые передаются по законам образа жизни.
В силу специфики наших политэтничных регионов страны и происхождения конфликтных ситуаций среди  многонациональной молодежи, проживающей в Российской Федерации, усложнилась проблема  взаимопонимания между молодыми людьми, что, в первую очередь, сказалось на  установлении правильных межличностных и межэтнических отношений, для чего надо знать, понимать и основательно изучать культуру и традиции друг друга.
            Так как в стране происходят конфликтные ситуации, ущемление интересов, социальных прав, спокойной жизни одних народов за счет других, то необходимо безотлагательное вмешательство, чтобы выправить положение. Возникает вопрос: с чего начинать полноценное воспитание личности, хотя бы подрастающего поколения с учетом реальной ситуации. Для этого можно использовать слова, произнесенные Демокритом в свое время: «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиций ».
 Вообще говоря, об особенностях культуры и традиций всех народов надо глубже и шире их изучать и внедрять в практику воспитания, чтобы общество могло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, если же умалчивать об этом, значит, тормозить их развитие. От этого и зависит установление правильных общественных, межэтнических и межличностных отношений.
          В целом проведенное исследование в этом направлении переросло в целую теорию, получившую название: «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся», основу которой составили: высказывания, пословицы и поговорки народов мира, стратегии педагогического воздействия, учебно-познавательные фильмы, спектакли, клятва о достойном поведении в обществе. И изданы в виде методических рекомендаций под названием «Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения».
В вопросах воспитания подрастающего поколения, следует быть очень осторожным и аккуратным, а также обладать большим педагогическим искусством и обладать одним необходимым условием: быть любимым и уважаемым учащейся молодежью. Только в этом случае ученик всегда простит, если преподаватель «вышел» за пределы дозволенного.
Хотелось бы подрастающее поколение, а также всех родителей, учителей, преподавателей, руководителей всех уровней обратить внимание на следующий факт, который вполне может быть основой религиозного воспитания школьников, и  который в лаконичной форме можно представить в виде следующего высказывания: «Жизнь и природа не прощают и сурово наказывают тех, кто однажды встал на подлый, коварный путь и широко одаривают каждого, кто делает добро окружающему». Это глубоко религиозное учение практически  существующих религий всех народов, и подтверждается его проявление на основе наблюдений,  и человечество это давно заметило.
Если же в основу воспитания подрастающего поколения принять некоторые аспекты выше приведенного тезиса, то каждый бы задумался над совершением того или иного правонарушения по отношению к окружающим.                       
            Ниже приведем программу, обозначим цели, задачи, ожидаемые результаты и тематическое планирование специального курса «Культура межэтнических отношений».

ЦЕЛИ:
1. Формировать у учащихся знания об этногенезе народов Северного Кавказа, изучать положительный опыт межэтнических отношений в регионе. 
2. Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка народов Северного Кавказа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий.

ЗАДАЧИ:
1.Дать учащимся комплекс знаний об историко-цивилизационном развитии народов Северного Кавказа.
2. Обучить школьников и студентов национальным традициям  народов на Северном Кавказе.
3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений.
4. Подготовка школьников и студентов к социализации в полиэтничном регионе.
5. Осуществлять патриотическое, гражданское, воспитание школьников и студентов.                                                     

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки культуры  межличностного  и межэтнического отношений.
2. Познакомить учащихся с нормами о достойном  поведении в полиэтничном регионе, о недопустимости разжигания национальной розни  и  других  негативных явлений.
3.Привить учащимся навыки толерантного отношения к феномену поликультурности и поликонфесиональности.

  Cодержание  программы специального курса «Культура межэтнических отношений» школьники ( 10-11 классы ), студенты ( 1-2 курсы ), всего 36 часов.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений» (2 ч.)
Исторические этапы развития народов России и Северного  Кавказа. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Национальная политика российского государства.
Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе(4ч.) 
Национальная психология: сущность и содержание национального характера. Этническая  идентичность и ее формы, предубеждения, этнические предрассудки, стереотипы.
Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих на Северном  Кавказа  (14 ч.)
Культура и традиции: русского, греческого, осетинского, дагестанского, черкесского, чеченского, ингушского, калмыцкого, армянского, грузинского, немецкого  и других народов, проживающих на Кавказе..
Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность (8ч.)
Культура личности. Этикет. Культура межнационального общения. Культура поведения. Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения. Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения.
Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических  отношений (4 ч.)
Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания. Факторы, влияющие  на социализацию молодежи в полиэтничном регионе. Институты социализации. Роль среды в процессе социализации.

Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса            «Культура межэтнических отношений»  ( 4 ч.)
Выступление преподавателя и учеников на темы:                
 1.О достойном поведении в обществе»;    
 2. О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Сотрудничество молодежи Ставропольского края и стран Евросоюза  и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.
2. Межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края  со странами Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока по вопросам культуры и нации.
3. Межкультурное и межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края с другими регионами и странами для проведения экскурсий с целью ознакомления с достопримечательностями этих регионов и стран.
Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики местопроживания, а также собственных взглядов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятий
Количество занятий
теоретические
практические
Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений»
Исторические этапы развития народов   России, Северного Кавказа

1
Национальная политика российского государства
1

Тема 2. Особенности национального характера, культурные традиции  народов, проживающих в России и на  Северном Кавказе.
Национальная психология: сущность и содержание национального характера
1

Этническая идентичность и ее формы

1
Этнические предрассудки
1

Этнические предубеждения и стереотипы

1
Тема 3.История, культура и традиции народов, проживающих в России, на Северном Кавказе   
 Индо-европейские народы Северного Кавказа ( русские, украинцы, белорусы, греки, армяне, осетины)
2
2
 Адыго-абхазские народы Северного Кавказа  ( кабардинцы, черкесы, адыгейский, абхазы, абазинцы )
1
1
Тюркские народы Северного Кавказа   (туркмены,  татары, азербайджанцы,   кумыки,  ногайцы,  карачаевцы,  балкары)
1
1
Нахско-дагестанские народы Северного Кавказа (аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши)
1
1
Народы других этнолингвистических семей  (евреи, калмыки, грузины и др. )
2
2
Тема 4.Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность
Культура личности. Этикет.
1

Культура поведения
1

Культура межнационального общения
1
1
Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения
1
1
Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры  межнационального общения

2


Тема 5.Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений
Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания
1

Факторы, влияющие социализацию молодежи в полиэтничном регионетерном Кавказе,вРоссии и Европе.

1
 Институты  социализации

1
Роль среды в процессе социализации


Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса «Культура межэтнических отношений
1





Выступление преподавателя и учеников на
темы: 1. О достойном поведении в обществе

1

1
2  О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы

1

1


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Методы организации занятий могут быть представлены преимущественно проблемно-поисковыми и лекционно-семинарскими. При изучении вопросов «Развитие личностных качеств, межличностных отношений, религиозных взглядов и убеждений» следует акцентировать внимание учащихся на то, что у каждого народа имеются как достоинства, так и недостатки,  не конкретизируя ситуацию, о каком народе идет речь, если даже преподавателю об этом известно. Следует всегда помнить, что у каждого народа имеются резервные способности как и защитные функции человеческого организма, при котором можно всегда оказать такое умелое педагогическое воздействие на учащихся, чтобы «вызвать» у него резервные способности для дальнейшей реализации их уже самим учащимся. Речь в данном случае идет о так называемых «трудных детях». В ходе подготовки к занятиям целесообразно поощрять самостоятельную работу учащихся с научной и справочной литературой. Изучение курса может проводится в различных формах, включая индивидуальный, групповой, коллективный. Деление занятий на теоретические и практические носит условный характер.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

         Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, их активность и качество работы на занятиях).
2. Тематический контроль (проверочные работы).
         3. Обобщающий контроль в форме презентации личных достижений учащихся (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты, практические работы, устные справочные сообщения).
4. Система зачетов.

Практические занятия
Тема1.Предмет и задачи курса «Культура межэтнических   отношений»
Цель: проанализировать межэтнические процессы, происходящие на  Ставрополье.
Основные понятия: этнический структура населения, этнос, этнические группы, миграция, вынужденные переселенцы, диаспоры, национально-культурные автономии.
                          
Вопросы для обсуждения:
1.Этногенез  народов Кавказа.
2.Этнические процессы на Северном Кавказе.
3.Вынужденные переселенцы на территорию России.
4.Национальная политика российского государства.

Темы рефератов:
1.Демографические процессы на Северном Кавказе.
2.Национально-культурные автономии на Северном Кавказе.
3.Создание и развитие территориальных автономий на Северном Кавказе.
                             
Вопросы и задания:
1.Просмотр учебных фильмов и спектаклей по данной теме.
2. Организация «круглого стола» по теме: «Жизнь и деятельность замечательных людей», проживающих на Северном Кавказе.

Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе.     Цель: раскрыть основные подходы к определению понятий «национальный характер», «национальные предрассудки»,  «национальные стереотипы», «национальные особенности».
Основные понятия: нация,  национальный характер, этнос, этногенез, этнические предрассудки и стереотипы, менталитет.
                              
Вопросы для обсуждения:
1. Что определяет национальный характер?
2. Соотношение понятий «национального менталитета» и «индивидуального менталитета».
3.Сравнение «социального» и «национального» характера.
4.Развитие личности в условиях рыночных отношений.
                                      
Темы рефератов:
1.Национальный характер и менталитет.
2.Национальный характер в языковой и фольклорной сфере.
3.Национальные предрассудки и стереотипы.
                              
Вопросы и задания
1.Изучите национальный характер в фольклоре и устном народном творчестве.

2.Раскройте особенности менталитета народов, проживающих в Ставропольском крае.

Тема 3. Национальные особенности, культурные традиции народов, проживающих на Кавказе.   
Цель: изучить национальные особенности и культурные традиции народов, проживающих на Кавказе и в России.
Основные понятия: менталитет, толерантность, межэтнические  отношения, этнические группы.
                                   
Вопросы для обсуждения:
1.Национальные особенности народов Северного Кавказа.
2.Культурные традиции народов Северного Кавказа.
3.Миграционные процессы в Ставропольском крае.
4. История мировых религий на Северном Кавказе (христианство, ислам и др.).
Темы рефератов:
1.Традиции и культура народов Северного Кавказа (по выбору)

Вопросы и задания:
1.Просмотр художественных фильмов по данной теме.
2.Организация «круглого стола» на тему: «Герои Великой Отечественной войны Северного Кавказа»
3.Современная демографическая ситуация на Ставрополье.

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность.
Цель: раскрыть сущность и задачи культуры межнационального общения
Основные понятия: культура личности, этикет, национальное воспитание, культура межнациональных отношений, этнические группы.


Вопросы для обсуждения:
1.Определение сущности понятий «культура», «межнациональное общение», «культура поведения,  общения».
2.Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
3.Сущность понятия «этнический стереотип».
4.Ситуации, порождающие эмоциональную напряженность между этническими группами.

Темы рефератов:
1.Роль социальной среды в условиях формирования культуры межнационального общения.
2.Формирование опыта межнационального общения в Ставропольском крае.
3.Значение межнационального общения в профессиональной деятельности.
Вопросы и задания:
1.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.
2Рассмотрите вопросы воспитания общероссийского патриотизма, дружбы народов, религиозной терпимости.
3.Раскройте методы и принципы воспитания культуры межнациональных отношений.
4.Условия реализации целей,  задач и принципов воспитания культуры межнационального общения в социальной и экономической сфере.

Тема 5. Роль образования в воспитании культуры  межэтнических отношений. .
Цель: проанализировать основные подходы и факторы, влияющие на процесс социализации.
Основные понятия: развитие личности, социальная среда, социализация, социальное влияние.
                                 
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие «социализация».
2.Факторы, влияющие на социализацию.
3.Роль социальной среды в формировании личности.                            
4.Стадии и институты социализации.
                              
Темы рефератов:
1.Семья как фактор социализации.
2.Социализация и воспитание.
3.Роль образования в социализации личности.
                             
Вопросы и задания:
1.Раскройте причины миграционных процессов в России.
2.Проанализируйте соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
3.Просмотр художественных фильмов и спектаклей.
Приложение 1                КЛЯТВА  ШКОЛЬНИКА
Я (Ф. И. О.) перед лицом своих товарищей, учителей и наставников, вступая в самостоятельную жизнь в стенах своей школы, торжественно клянусь:
— достойно вести себя в семейном кругу, среди одноклассников, друзей и в обществе;
— систематически расширять кругозор в области таких дисциплин как математика, физика, экономика, медицина;
— развивать свои организаторские способности и деловые качества, быть всегда последовательным и доводить начатое дело до конца;
— развивать свои личностные качества — честность, порядочность, доброжелательность, живо интересоваться достижениями науки и техники, интересоваться политикой государства;
— с пониманием и уважением относиться к традициям, обычаям и культуре, религиозным взглядам и убеждениям проживающих рядом народов, строить правильные и достойные межэтнические отношения;
— изучать свою родословную, национальные обычаи и традиционные ценности своих предков;
— не позволять себе делать то, что может способствовать возникновению религиозной розни, разжиганию национальных страстей, обострению межэтнических отношений;
— следить за состоянием своего здоровья, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься общественно полезным трудом и спортом, не потакать формированию вредных привычек;
— с чувством глубокой признательности относиться к своим родителям, учителям, наставникам и представителям старшего поколения, прислушиваться к их мнению;
— гордиться героическим прошлым своей родины – великой России и ее многонационального народа
Примечание: педагогические коллективы могут вносить изменения в текст документа по своему усмотрению,  отразив при этом  «Клятву школьника», ее принятие в старших классах по достижению 14 лет в Уставе школы.

Высказывания


Приложение 2
Высказывания
 «Все вы сможете, в полной мере осуществить свои замысли,     реализовать способности, общаясь, проживая и работая рядом с прекрасным, доброжелательным и благородным русским народом»
         
«Россия - благородное государство- она во все исторические времена была и остаётся на стороне угнетенных, униженных,  нуждающихся, всегда оказывающая помощь народам мира в трудные для них времена, способствующая их развитию и  процветанию»

«Развитие экономической, медицинской, межэтнической культуры, организаторских способностей и деловых качеств подрастающего поколения – основа благополучия каждого государства и его народа»
  
«Изучение экономики средствами математики является главным стержнем экономического образования и воспитания учащихся».
         
«Чтобы строить правильные межличностные и межэтнические отношения – надо знать, понимать и изучать культуру и традиции друг друга»          
                                                                                            
 «Истинное предназначение  математики заключается не только в решении абстрактных задач, но и в умение применять на практике, и только тогда она выполняет свое основное предназначение - как средство познания»
                                                                                          
«В жизни очень важно как можно больше знать и многое уметь делать»
                                                                                   
«Жизнь и природа не прощают и сурово наказывают тех, кто однажды стал на подлый, коварный путь, и широко одаривают каждого, кто делает добро окружающим»                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
           
«Береги не только честь смолоду,  но и здоровье»                                                   

«Чтобы научиться решать задачи – надо их решать».
    
 «Только всесторонне развитой молодежью, имеющей собственную точку зрения и стойкие убеждения, понимающей все сложности реальной жизни, прекрасно разбирающейся в экономических и социальных проблемах и неподдающейся на провокационные действия, можно всегда строить правильные межличностные и межэтнические отношения, решать многие актуальные задачи современности».
    
 «Неумение строить правильные отношения, будь это  межсемейные или межнациональные, приводить порою к трагическим последствиям, болезням, в основе которых лежать психические расстройства,  излечение которых не подвластно медицине- заказным убийствам, при  которых трагичность исхода становится  обоюдной, так как виновными на самом деле являются обе стороны, что ведет к нарастанию зла в обществе, негативным явлениям»
               
«Воспитательное воздействие друг на друга в любом обществе и в любом возрасте - это двусторонний процесс»                                                                     
               
 «Сначала неумение или нежелание общества предупредить и выпрямить то негативное, связанное с эволюционным развитием личности, которые могут
быть переданы по биологическим законам наследственности, а затем наказание их, совершивших правонарушение – это в какой-то мере расправа над собственной молодежью»                                                    
         
 «Активный настрой учащихся к учебному процессу в, конечном итоге, самое главное, самое ценное в получении образования, в самообразовании и при подготовке к трудовой деятельности».                            

 «По какой специальности бы не работали, какую должность не занимали - рабочими надо оставаться всегда»                                         

«Доверчивость, проявление ее в социальной среде оправдана лишь по отношению к добропорядочным людям, но для иных она не желательна, а для некоторых даже опасна»

«Легковерие-это признак слабости ума и внутренней культуры человека»

«Легковерие-это качество, приводящее в отдельных случаях к полному разочарованию, в других нарушению человеческой морали, а в некоторых - к трагическим последствиям»

«Прежде чем поверить в сказанное твоим собеседником- разузнай его намерения»

«Не подвергай себе обману, помни народную пословицу: доверяй, но проверяй»
                                                                                                 Ш. Музенитов
«Наркотики- это вещества, деградирующие общество, их использование 
приводит к его самоуничтожению, и является трагедией, с которой, к сожалению, встретилось человечество на своем пути развития»
                                                                                                           И. Кузьминов
«Доброжелательность и доброта, проявление честности и порядочности, отзывчивое отношение к окружающим, к их нуждам и невзгодам, гармония с природой и общественностью - залог собственного здоровья, благополучия и долголетия»
                                                                                                             Б. Музенидис                                                                                                                                          

«Из всех зол, наносящий наибольший вред человеческому организму, и способствующий к его разрушению- это употребление наркотических средств»
                                                                                                            И. Амиров
«В деле воспитания подрастающего поколения много ещё не учтенного и не сделанного. Сначала необходимо уделить должного внимания воспитанию и всестороннему развитию молодёжи, а затем требовать от неё достойной в жизни и поведения в обществе»
                                                                                                     О. Иорданов
«Молодежь во все исторические времена была одна со своими достоинствами и недостатками, всегда являющаяся движущей силой собственного народа, но требующая к себе пристального внимания».
                                                                                                      А. Джанов
«Кто друга себе не ищет -  самому себе он враг»
«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»                                                                                                              
«Льва щенки равны друг другу, будь то самка иль самец» 
                                Ш.Руставели
«Истинное сокровище для людей -  умение трудиться» 
                                              Эзоп
«Нет лучшей победы, чем победы над собой»                    
                                                                                                                         Платон
  «Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника» 
                                                                   Солон
 «Высшая мудрость различать добро и зло»                                                        
                                                                     Сократ
«Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят»
Эпикур
«Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем»
Гесиод   
«Людям решившим действовать,  бывают удачи; напротив, редко что-то удается людям, которые только занимаются тем, что взвешивают и медлят»
Геродот
«Великому – суждены и великие испытания»                                                
                                                                            Еврипид
«…философу разбогатеть легко, но не интересно»                                     
                                                                                 Фалес
«Приятны завершенные дела»                                                                         
                                                                          Гомер
«Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знание на деле»
Аристотель
«Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»                                          
                                                                           Фалес
«Если что можно сказать делом , то на это незачем тратить слова»                                                   
                                                                                Эзоп
«Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело    храбрых – справляться с бедой, когда она пришла»                                                                                   
                                                                              Питтак
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»               
                                                                                Платон
«Мы должны судить о делах каждого не поначалу их, а по исходу…»                                       
                                                                            Эзоп
«Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее»                                                                                                       
                                                                        Геродот
«Есть только одно благо-знание и только одно зло – невежество»        
                                                                         Сократ
«Мужество делает ничтожными удары судьбы»                                              
                                                                      Демокрит
«Чтобы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я молчу о том, считая подобные вещи тайной»                                                                
Гиппократ
 «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал больше, полезнее, чем он сам».
Сократ
«Надо есть столько, чтобы утолить голод»                                                          
                                                                       Гиппократ
«Ничто так не разрушает организм, как физическое бездействие…»
Аристотель
«Кто вел жизнь, упорядоченную, и был  человеком   добродушным, тому и старость в меру трудна»                                                                                     
                                                                         Платон
«Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет»                    
                                                                          Софокл
«Не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех поступков за прошедший день»                                                                                           
                                                                           Пифагор
«О человеке судят по его друзьям»                                                              
                                                                                   Эзоп
«Дайте мне точку опоры, и  я сдвину землю»                                          
                                                                             Архимед
«Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только за тем, чтобы поднять  павших»                                                               
                                                                               Эпикур
«Разумный  гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей»                                                                                       
                                                                        Аристотель
«Дела человеческие…не могут быть постоянно удачными»            
                                                                              Геродот
«Если к тебе, как к руководителю, перестали приходить твои сотрудники со своими просьбами и проблемами – значит,  ты уже не руководитель»   
                                                                    Панайот
«Живет лишь тот, кто не для одного себя живет»                                 
                                                                    Менандр
«Благодетель не тот,  кто ждет за свои дела благодарности, а тот, кто поставил своей целью совершать добрые дела»                                     
                                                              Демокрит
«Судьба  всегда на стороне – разумных»                                                   
                                                                  Еврипид
«Делать хорошее и слышать дурное – удел царей»                    
                                                                 Антисфен
«Поэзия – удел человека или одаренного или одержимого»            
                                                                Аристотель
«Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует»               
                                                                 Демокрит
 «Деяние есть живое единство теории и практики»                                        
                                                                   Аристотель
«Много говорить и много сказать ни есть одно и тоже»                       
                                                                     Софокл
«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость»                                                                                         
                                                                      Пифагор
«Нет ни чего сильнее знания, оно всегда и в чем угодно пересиливает»                       
Платон
«В жизни прекрасного и благого достигают те,  кто совершает правильные поступки»                                                                                                   
                                                                 Аристотель
«Прежде чем приказывать, научись повиноваться»                                      
                                                                       Солон
«Всякий человек должен учиться и упражняться в том, в чем хочет достичь совершенства»                                                                                                  
                                                                     Сократ
«Свершивший да несет последствия дел своих»                                        
                                                                        Эсхил
«Истинной жизни нет без искусства»                                                         
                                                                    Еврипид
«В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей»                                   
                                                                       Пифагор
«Удовольствиями пользоваться можно по правду только после трудов,  а не прежде их»                                                                                                     
                                                                       Антисфен

«Лучше в совершенстве выполнять небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более»                                                                                  
                                                                     Аристотель
«Какое слово ты скажешь, такое в ответ услышишь»                             
                                                                             Гомер     
«Нет никого, кто был счастлив полностью»                                           
                                                                        Менандр
«Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже»                     
                                                                             Эзоп
«Человек по своей природе есть существо общественное»                                     
                                                                     Аристотель
«Сила человека дается от природы, умение говорить на благо родины от души и ума, а богатство от случая»                                                        
 Биант
«Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок» 
                                                              Пифагор
«Лучше быть предметом завести, чем сострадания»                                           
                                                                 Геродот
«Смелость- начало дела, но случай – хозяин конца»                              
                                                                  Демокрит
«К благу стремится любая душа и ради него все совершается»          
                                                                     Платон
«Великие дела совершаются не сразу»                                                     
                                                                     Софокл
«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон»                                 
                                                                        Солон
«Что бы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым»  
                                                                   Пифагор
«Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события»                
                                                                 Ксенофонд
«Не повышай голоса, рассказ веди не торопливо. Строгого спокойствия пусть будут ваши лица и глаза полны»                
                                                                              Эсхил
«Пробным камнем испытывают золото, золотом испытывается человек»       
                                                                               Хилон
«Стремиться к  прекрасному,  и быть  в силах достичь его - это и есть добродетель»                                                                                           
                                                                              Платон
 «Научай и учись лучшему»
                                                                               Фалес
«Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным»        
                                                                       Антисфен 
«Твое  дело - концентрированное  выражение собственных мыслей, возможностей и сил, плюс, слагающий вектор риска, тогда – победа»
                                                                  Кайшев                                        
«Даже известное, известно немногим»                                               
                                                                    Аристотель
«Жизнь подобна игрищам: иные, приходя на них, состязаются, иные торговать,  а самые счастливые – смотреть»                                           
                                                                        Пифагор
«У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя» 
                                                                              Сократ
«Врач – философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»
                                                                              Гиппократ
«Жизнь наша есть борьба»                                                                            
                                                                            Еврипид
«Если нельзя не говорить о том, о чем сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше их» 
Исократ
«На входящих в ту же самую реку текут все новые и новые воды»                                                  
                                                                          Гераклит
«Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой»                                                                                          
                                                                              Платон
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…»                                                                                  
                                                                              Платон
«Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесит все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным»                                                     
                                                                             Геродот
 У наказываемого не останется повода упорствовать против исправления, если он осознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения»                                                                                   
                                                                            Плутарх
«Только больная душа может влечься к невозможному, и быть глуха к чужой беде»                                                                                                               Биант
«Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим»                                             
                                                               Гераклит
«Начало – половина дела»                                                                                
                                                              Аристотель
«Познай самого себя»                                                                              
                                                                   Сократ
«Мера главнее всего»                                                                                   
                                                                      Хилон
«Не силой бери, а убеждением»                                                                
                                                                      Биант
«Обдумай по дважды и по трижды  то, что приходит тебе на ум»                                                  
                                                                   Феогнид
«Злой человек похож на уголь, если не жжет, то чернит тебя»                                       
                                                                Анахарсис
«Больше слушай, чем говори»                                                                  
                                                                  Клеобул
 «Друзьям надо услужить, чтобы укрепить их дружбу, а врагам, чтобы приобрести ее»                                                                                                  
                                                                        Клеобул
«Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных»
                                                                   Анахарсис
«Враждой развязывайся, а силой ничего не верши»                               
                                                                       Клеобул
«К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье»                                                            
                                                                           Хилон
«Не позволяй твоему языку опережать твою мысль»                                
                                                                             Хилон
«Хорошо начальствовать учись на своем доме»                                         
                                                                             Хилон
«Благодарность-признак благородства души»                                          
                                                                                Эзоп
«Велико ли, мало ли зло, его не надо делать»                                                  
                                                                                  Эзоп
«Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них не удастся ему»                                                                                     
                                                                                  Эзоп
«Лаской почти всегда добьешься больше, чем силой»
                                                            Эзоп
«Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить»       
                                                                       Гераклит
«Для познания  нравов,  какого ни есть народа: старайся прежде изучить его язык»                                                                                                            
                                                                        Пифагор
«Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма глупые люди занимают наилучшие места»                                                                                   
                                                                       Пифагор
«Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума»
                                                                  Пифагор
«Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»                                                                                                          
                                                                        Пифагор
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное»                                                   
                                                                                Эсхил
«Склонность к ссоре и зависти - спутник пустых людей»                 
                                                                           Пиндар
«Как низок может быть  разум, если он не служить человеку»        
                                                                          Софокл
«Лучше  будь прост да честен, чем умен и лжив»                                      
                                                                         Софокл
«Когда двое говорят и один из них сердится: тот,  кто уступает – умнее»
Еврипид
«Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство или силу, чем добрых друзей»                                                                                                         
                                                                         Еврипид
«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности»   
                                                                            Сократ
«Богатство и знатность не приносит никакого достоинства…»            
                                                                              Сократ
«Если ты будешь любознательным, будешь много знающим»                                                           
Сократ     
«Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды»
                                                             Сократ
«Мудрость – царица неба и земли»                                                                  
                                                                          Сократ
«Я знаю только то, что я ничего не знаю»                                                 
                                                                         Сократ
«Единомыслие создает дружбу»                                                            
                                                                    Демокрит
«Любящие  порицать других – неспособны к дружбе»
                                                                      Демокрит
«Не делать никаких уступок в жизни есть признак безрассудства»
                                                                      Демокрит
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»  
                                                                                Демокрит 
«Постоянная медлительность  делает поступки, не достигающими цели»                                                                            
                                                                         Демокрит
«Основа всякой мудрости есть терпение»                                                 
                                                                        Платон
«Никогда не помни прежних обид»         
  Менандр                                                    

                                   Русские пословицы и поговорки

В человеке важен не чин, а почин.
Дерево узнают по плодам, а человека - по делам.
Живу  как живется, а не как люди хотят.
Кабы   я ведал, где ты обедал, знал бы я, чью песню поешь.
Кем хвалился, от того и повалился (тем и подавился).
От кого чают, того и величают.
По людям пойдет-  и до нас дойдет.
Птицу видно по полету, а человека – по походке.
Речи слышим, а сердца не видим.
Свой сухарь лучше чужих пирогов.
Своя подоплека к сердцу ближе.
Человек и в нужде не единым хлебом живет.
Будь своему слову господин.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Звонить не умею, а перестать не смею.
Коротко да ясно, от того и прекрасно.
Кстати промолчать, чтобы большое слово сказать.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Молчать, так и дело не  кончать. Твой намек мне невдомек.
На языке медок, а на сердце ледок.
На  грубое слово не сердись,  на ласковое  -  не сдавайся.
На думе, что под дымом; на сказках, что на салазках.
Не долго думал, да ладно молвил.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Острый язык – дарование, а длинный наказание.
Пусть  говорят, а ты знай  свое.
Сердце громче стонет, когда молчишь.
Хорошо говорить, да было бы чего слушать.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Красна птица  перьем,  а человек ученьем.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
С милым рай и в шалаше.
За свою постою, а чужое не возьму.
Догадливость- родная сестра чуткости.
Журавль летает высоко, да видит далеко.
Бархатный весь, а жальце есть.
Не проиграв, не - выиграешь.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
Он и чужой песне  подыгрывать умеет.
Хотя с нуждой, а добился чести.
Чтоб и здесь найти, и там не потерять.
И кует, и дует, да не знает, что будет.
 От чиста сердца и очи чисто зрят .
Пожалеешь чужое-Бог даст свое.
Ел бы пирог, да в печи сжег.
И в капле воды отражается солнце.

Украинские пословицы и поговорки

Хоть и сова, лишь бы с другого села.
Красота до венца, а ум – до конца.
Для кого-то туча, а ему -  как заря.
Хороша, красива, да одна беда, что сварлива.
Она за ним сохнет, а он и не охнет.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Каков человек, такой с ним и век.
Девичья краса-   как майская роса.
Хорошая  дивчина,  как отборная калина.
Хороший рассказчик в пути- это полпути.

                               Грузинские пословицы и поговорки

Открой дверь у себя-  и у других открытыми найдешь.
Железо в огне закаляется, человек в нужде.
Идущий впереди- мост для идущего позади.
Самое трудное для человека- узнать себя.
Красивого любят, достойного уважают.
И слово имеет свое меру.
Мой болтливый язык дал мне пощечину.
Ласковым словом можно и горного оленя подоить.
Сто раз удар, но хот раз выслушай.                                                                                 Если во все колодцы плевать, откуда воду черпать?

Еврейские пословицы и поговорки

В глазах влюбленного и гусыня-ангел.
Любишь жену-  люби и ее родину.
Если любовь закончилась-  она и не  начиналась.
От губ до сердца очень далеко.
Где есть любовь- там нет греха, где грех- там не бывает любви.
Любимую надо рассмотреть не глазами, а сердцем.
Чем больше думаешь о себе, тем меньше тебя любят.
Не то любят, что красиво, а то красиво, что любят.
Днем ругаются, ночью мирятся.                                                                                  Для свата все невесты хороши.

Таджикские пословицы и поговорки

Не всякий, кто высок и строен, уважения достоин.
Слабости присущи и великим людям.
Страх  присущ-  осторожному.
Горы разрушаются от землетресения, любовь и дружба разрушается от слова.
Когда ты говоришь, твои слова должны быть лучше молчания.
Крик- не признак силы.
Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Кто развязал язык, тот связан цепью бед.
Что глаз не увидит, того сердце не запомнит.
Чем любовь позднее, тем она страстнее.

Узбекские пословицы и поговорки

Идущий дорогу  одолевает, сидящего думы одолевают.
Кто решителен, тот и счастлив.
Не чурайся того, чье лицо открыто.
Свои ошибки не всякий  знает.
Человек уважение в собственных руках держит.
Камни вода разъединяет, людей слово.
Скажу  язык обожгу, не скажу- сердце.
Кого не знают, того не уважают.
Кто получил знания, тот не будет жить в нужде.
Открытое ухо - не останется глухо.

Туркменские пословицы и поговорки

Легко стать ученым, трудно быть человеком.
Свое изделие изъяна не имеет.                                                                        Происхождение людей одинаково, да сами они разные.
Кто говорит, кстати, у того лицо сияет.
Меньше говорить-  душе спокойнее.
Одним понятны слова, другим – знаки.
Одного слова мало, а двух много.
Прежде чем говорить, думай о смысле слов.
Стремись завоевать не мир, а его -знание.
Не стоит любить все, что глаза видят.


Армянские пословицы и поговорки
Каждый думает, что его кулак каменный.                                                                                                                                                                     Маленькие люди большие
Маленькие люди большие сны видят.
Поднимающий тяжелый камень не собирается бросить его в кого-нибудь.
Пока себе не навредишь,  другого - не задобришь.
Сердитый человек рано стареет.
Колокольчик слаще звенит издали.
Песен много знаю, да голоса нет.
Что скажешь-то и услышишь.
Не говори всего того, что знаешь.
Пока в воду не попадешь, плавать не научишься.

Осетинские пословицы и поговорки

Все люди под одним небом живут.
Захочешь узнать себя-  спроси людей.
Каждый себе хорошим кажется.
Сердцу и кончика иглы довольно.
Счастлив, кто проживает, не болея и не завидуя.
Человек человеку всегда понадобится.
Доброе слово-дверь в душу.
Одно проникновенное слово сломит душу скорее, чем десять ударов.
Сладкими речами никто сыть  не бывает.
Хорошее -на улице не бросают.

Абхазские пословицы и поговорки

Кто на свою силу надеется- не угрожает.
Где у человека болит, туда он руку прикладывает.
Для  своих и косой весьма зрячий.
Кому вред причинят за горою, тот заставит раскаяться по эту сторону горы.
Кто не полезен себе- и для других бесполезен.
Лягушка-  и та хочет, чтобы ее болото было больше всех.
Слабый поневоле добр.
Храбр тот, кто на войне не был.
У  слабого язык длинный.
Сначала посмотри, кто тебя слушает, а затем начни свое речь.

Вьетнамские пословицы и поговорки

Красив человек, да некрасивы поступки.
На соседа смотришь во все глаза, а на себя-  опустивши веки.
У слова нет крыльев, но оно летает.
Язык поможет найти правильный путь.
Если любовь взаимна- любая работа посильна.
Любишь не майся, ненавидишь- не кайся.
Если не любишь, то в любом огурце по червяку найдешь.
Муж и жена одну подушку греют.
Сказано женщиной, смысл мужской.
Если говоришь, то держи слово - не будь бабочкой, порхающей с места на место.

Арабские пословицы и поговорки

Вера человека узнается из его клятв.
Каждая птица наслаждается своим пением.
Красота лица-  в красоте характера.
Приветливость лица-  дополнительный подарок.
Свое  дешевое- лучше дорогого, принадлежащего другим.
Безопасность человека- в сладости его языка.
Достоинство слова- в краткости.
Если боишься- не говори, если сказал- не бойся.
На каждую речь есть ответ.
Язык длинен у того, чьи доводы коротки.

Китайские пословицы и поговорки

Горы и реки изменить легко, характер человека –трудно.
Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей.
Лучше увидеть лицо, чем услышать имя.
Светлый человек не делает темных дел.
И хорошую арию не поют три раза подряд.
Ошибка при передаче слов вызывает много ругани.
Что делаешь, то и говоришь.
Знание-сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
Не будешь торопиться в учении- можешь совсем упустить его.
Благородный человек, действуя по праву, увеличивает свое счастье; ничтожный человек, пользуясь силой, обманывает людей.

Японские пословицы и поговорки

Идущий вперед – направляет других.
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
Радости и огорчения в жизни зависят от других людей.
Семь раз проверь, прежде чем усомнится в человеке.
Человек держится помощью, птица крыльями.
Говорить «нет», а головой кивает «да».
Знающий - не говорит, говорящий не знает.
И обычные слова могут быть резкими, смотря как их сказать.
Надо уметь и говорить и слышать.
Кто занимается многим, не знает ничего.
                                                   




                                                         

                                                            Литература
1.            Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. – 1995. - №1.
2.            Авксентьев А.В., Авксентьев В.А Северный Кавказ в этнической картине мира. – Ставрополь, 1998.
3.            Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. – Ставрополь, 1993.
4.            Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2-х частях. - Ставрополь, 1996.
5.            Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001.
6.            Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
7.            Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толератность в общественном сознании России. – М.,1998
8.            Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). – Ростов-на-Дону – Пятигорск, 2002.
9.            Барковская Т.Н., Власова Т.И. Система гражданского образования и воспитания современных учащихся в поликультурном образовательном пространстве // Гражданская культура современных учащихся: состояние и пути развития в поликультурном пространстве. – Ростов н/Дону., 2001.
10.        Беликов Г.А., Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (на рубеже XIX-XX вв.). – Ставрополь, 1995.
11.        Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа.– М., 2005.
12.        Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - СПб., 2001.
13.        История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года //  grants.rsu.ru/osi/Don_NC/MainMenu.htm
14.        История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М., 1988. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917г.). – М., 1988.
15.        Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.
16.        Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие / Ю. Рот, Г. Коптельцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
17.        Мельникова В.Е. Культура и традиции народов мира: этнопсихологический аспект.– М., 2006.
18.        Народы и религии мира: Энциклопедия. – М., 1998.
19.        Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. – М., 1994.
20.        Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: 2001.
21.        Словарь этнографических терминов. – http://www.cbook.ru/peoples/terms/
22.        Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. – Ставрополь: СГУ, 2006.
23.        Энциклопедия «Этнография  России и СССР». – http://etno.clow.ru/
24. Илиади И.Х. Кавказская Эллада. -Ставрополь, 2005.
25. Музенитов Ш.А. Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
26. Музенитов Ш.А. О воздействии, вызове и реализации резервных способностей учащихся.// Циклические процессы в природе и обществе.-Ставрополь, 2002.
27. Афанасов М.А., Байрак М.И. Известные греки Ставрополья.- Пятигорск, 2006.
28. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. – М., 2003.

                                            
                                                     СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………….............
Профилактика нарушений поведения..…………………
4
9
Математика и экономика ………………………...............
51
Культура межэтнических отношений …………..
80
Приложение 1 …………………………………...
91
Приложение 2 …………………………………...
92