пятница, 15 апреля 2011 г.

Имера- значит светлый день

                                                                          Посвящается Алексею Кириаковичу
                                                                          Музенитову, педагогу, проработавшему
                                                                          В общеобразовательной сельской школе
                                                                      53 года (рассказывают ученики и дети)

      Его имя было у всех на устах, оно звучало везде и всюду. Дети, едва научившиеся  выговаривать слова, подражая окружающим, начинали называть его по имени и отчеству- Алексей Кириакович. Кем же был этот человек для нашего села?
     Алексей Кириакович окончил двухгодичные литературные курсы, затем поступил в Тбилисский госуниверситет на физико-математический факультет и, проучившись три года, вынужден был  «по производственной необходи­мости» ( в то время в школе было два учителя по математике и ни одного по биологии) перейти на химико-биологический факультет и окончить его. Потом служил три года в Советской армии - в Ленинаканском кавалерийском полку
     Свою педагогическую работу сочетал с ведением как сейчас принято говорить, фермерского хозяйства. Получая при этом прибыль, позволяла не только жить в достатке, но и оказывать гуманитарную помощь нуждающимся, особенно больным и увечным. Как биолог он нередко консультировал колхозников во время посева. Постоянно был избираем в президиум колхозного собрания, руководил избирательным процессом во время выборов. В годы Великой Отечественной войны  вместе с односельчанами занимался поисками диверсантов и укреплением границы с Турцией ввиду возможности ее нападения на СССР.
      Алексей Кириакович- по специальности литератор, математик, биолог- преподавал в разное время  все предметы, предусмотренные школьной программой. Он проявлял  нетерпимость лишь  в одном случае, когда кто-то из учеников приходил на занятие неподготовленным. Он считал это оскорблением для себя лично как преподавателя и проявлением неуважения к  дисциплине. 
      Методы его воздействия на нерадивых были весьма разнообразны. Прежде всего, вспоминаются резкие замечания в виде пословиц и поговорок, которых он знал великое множество; ну и, конечно,- молниеносно создаваемые стенгазеты и школьные спектакли, каждый из которых являлся своеобразным педагогическим шедевром и четко бил в цель, поражая выявленные недостатки: лень, неряшливость, необязательность, грубость т.п. В каждом движении этого человека сквозило желание заложить как можно добра в души учеников. Говоря о собственных подходах в воспитательной работе, Алексей Кириакович нередко цитировал  Демокрита.  «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиции» не уставал повторять он. Впрочем, у него была своя «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся». Свою теорию  Алексей Кириакович решительно и методично применял на практике и не только для воспитания учеников, но и…  взрослых, если те нарушали своим поведением правила общежития и человеческой порядочности. В этом случае Алексей Кириакович был неумолим  и беспощаден. Причем его воспитательный пассаж начинался примерно с таких слов: «Гораздо лучше было, если бы ты вообще не родился на свет, чем по своему неразумию совершал подобные проступки…».
       Впрочем, по отношению к юным нарушителям общественного спокойствия и порядка он был гораздо снисходительнее, но и те, задолго до того как нашалят, каким-то образом начинали чувствовать приступы ответственности и угрызений совести, а более всего-страх услышать его грозные и обличающие слова.
В общем  без должного внимания в селе никто не оставался. Результат такого педагогического воздействия принес обескураживающий и непревзойденный результат: маленькое село, всего-то 120 семей, за полвека дало стране 10 кандидатов наук, причем подавляющее число молодых людей, родивщихся здесь,  получило высшее образование и лишь незначительная часть- среднее специальное. Односельчане гордились тем, что село Имера (в переводе с греческого языка- светлый день) самое образованное в мире.  Этот факт  легко проверить, он зафиксирован в энциклопедиях.
        В чем секрет педагогического ( не побоимся этого слова) гения Алексея Кириаковича? Дело в том, что он, живя и работая в селе, имел полную информацию не только о родителях своих учеников, но их дедушках и бабушках, и с учетом этого  обучал и воспитывал. А еще он умел четко расставить акценты, выделить самое главное в своей деятельности. Особое внимание уделял трудовому воспитанию. Вот его слова, возведенные в жизненный принцип: «Если ты научил ученика трудиться- можешь быть за него спокойным, не научил- жди неприятностей». И ученикам он, прежде всего, такое жизненное напутствие: «Какой бы специальности вы ни посвятили себя, какой высокой должности ни занимали –рабочими оставаться надо всегда!»
       Теперь вкратце скажем о нас- детях Алексея Кириаковича. Все мы родились в с.Имера.  По достижению школьного возраста отец определял каждого из нас в Манглисскую русскую общеобразовательную школу с трудовым обучением, что находилась на расстоянии 40 км от дома. В свое время Алексей Кириакович сам учился в этой школе. Там мы были полностью предоставлены самому себе, и росли исключительно самостоятельными. Родители не часто приезжали к нам и лишь в летнее время забирали домой. Учились мы в основном на «хорошо» и «отлично». Свои воспитательные функции Алексей Кириакович осуществлял, как говорится,  на расстоянии, причем зачастую заблаговременно упреждая возможные факты девиантного поведения. Понятно, что жизнь в школе не обходилось без нарушений. Случались они и по нашей вине. Как-то  во время мальчишеской драки было разбито стекло. Родителей срочно вызвали в школу. Нагрузившись шестью сумками: по две было перекинуто через  плечо  и две на руках, Алексей Кириакович отправился пешком через поросший лесом перевал, где свирепствовали волки, водились медведи и леопарды. Было 4 часам утра, когда он добрался до школы. Три часа поспал и первому уроку ненадолго зашел в учительскую. Потом, даже не пожелав встретиться с нами, торопливо уехал, обратно-надо было успеть к началу своих уроков. Для нас этим было сказано все -  и нам больше ни разу не пришлось подвергать  опасности жизнь своего отца.
       Расскажу еще об одном случае  воспитательного воздействия, который как нельзя лучше характеризует героя нашего рассказа. Беда случилась с младшим сыном. Двенадцатилетний Николай  оказался среди ребят -сверстников из соседнего села, которые почему-то решили, быстро разбить  стекла в колхозной канцелярии и дать деру… Вооружившись камнями, мальчики  исполнили задуманное. Сам Николай, разумеется, даже камня в руки не взял, но ведь и не остановил тогда своих приятелей… Этот инцидент получил широкую огласку. Пригласили даже милиционера. На следующий день отец  закупил  стекло и, взяв с собой плотника со стекольщиком, выехали на тройке лошадей по месту происшествия. Не говоря никому ни слова,  он застеклил всю канцелярию, причем даже те окна, в которых стекла отсутствовали изначально. Расследование дела так и не  началось.
      Каждый из нас свою трудовую деятельность начинал очень рано- с четырехлетнего возраста. Подсобное хозяйство было не маленьким: три коровы, две буйволицы, около 40 овец, большое количество птицы, не говоря уже о двух огородах площадью около гектара. Чтобы  заготавливать корма, выращивать овощи для личного пользования и продажи, нам приходилось трудиться. Но зато у нас постепенно развивались  деловые качества и организаторские способности. Кроме того, и без занятий спортом  мы выросли физически здоровыми и крепкими
          После окончания  школы по рекомендации Алексея Кириаковича (это было в 70-ые годы прошлого века) мы переехали в Россию, в г. Ставрополь.  Продолжения образования, а также изучение русского языка у  нас в семье  считалось необходимым. Алексей Кириаковича сам в свое время воспитывался в русской среде и считал, что живя и работая бок о бок  с доброжелательным и благородным русским народом, обладающим  высокой внутренней культурой (так он и нам говорил), мы сами сможем  полнее самореализоваться  и принести больше пользы стране и народу.
В процессе учебы и в общеобразовательной школе, а потом  в вузах Ставрополя мы постоянно были погружены в многонациональное общество, что позволило нам набраться бесценного опыта построения правильных  межличностных и межэтнических отношений с представителями разных народов России и в частности Кавказа.
В жизни бывали разные ситуации, но мы всегда помнили некий закон существования, преподанный нам Алексеем Кириаковичем: «Жизнь и природа не прощают  тех, кто однажды стал на подлый, коварный путь, и одаривает каждого, кто делает добро окружающему». Следовать этому наказу мы старались с раннего детства и, можно сказать, нередко буквально «купались» в радости, испытываемой от совершаемых нами добрых поступков. Сегодня мы стараемся сделать все возможное, чтобы педагогический и трудовой опыт Алексея Кириаковича (а также наш собственный) стал достоянием общественности и принес пользу в воспитании молодежи.
Планы у нас большие. Уже вышли из печати подготовленные нами программы и методические рекомендации специальных курсов по темам: «Математика и экономика», «Культура межэтнических отношений и межнационального общения школьников», «Профилактика нарушений поведения школьников». Эти программы направлены на развитие медицинской, экономической грамотности, а также  повышение культуры межэтнических отношений        и профилактику правонарушений  при подготовке школьников к трудовой деятельности, уже получили положительную оценку в Министерстве образования Ставропольского края.
Ряд методических рекомендаций и пособий, таких, как: «Математика и экономика», «Сборник математических задач с экономическим содержанием», «Математическая экономика» нам удалось издать за свой счет, и они стали достоянием общеобразовательных школ Ставропольского края. С целью профилактики негативных явлений в обществе мы постарались сделать все возможное, чтобы трагедия «Белая смерть» была поставлена на сцене  Дворца детского творчества г. Ставрополя. Этот спектакль под руководством заслуженного артиста Российской Федерации Гурьева В.В. уже выдержал 12 сезонов.
И, наконец, мы         организовали в г. Ставрополе общественную организацию «Российско-греческий межвузовский и межшкольный центр развития медицинской, экономической, межэтнической культуры»- дабы объединить усилия здравомыслящих людей для решения проблем, связанных с воспитанием нашей молодежи. Невнимание к нуждам и запросам нашей молодежи приводит к массе негативных явлений, в том числе к росту потребления наркотиков, распространению сектантства и терроризма.
По нашему глубокому убеждению,  только с всесторонне развитой молодежью, имеющей стойкие убеждения,  собственную точку зрения, понимающей все сложности реальной жизни и не поддающейся на провокации можно решать серьезные  социально-экономические задачи, стоящие перед народом, преодолевать негативные явления в обществе и в конечном счете- строить мирную и прекрасную жизнь.
В заключении несколько слов скажем и о   Клеопатры Георгиевны- супруге Алексея Кириаковича. Наша мама  занималась  домашним  хозяйством и преподавала математику в вечерней школе.  В годы Великой Отечественной войны администрация района доверила ей ответственную работу, назначив учетчицей по сбору молока. Она же сумела   организовать четыре  бригады для вязания шерстяных носок и свитеров для нужд на фронт. В 70-е годы  стала инициатором восстановления  сельской    церкви    Св.   Петра    и    Павла,    предварительно добившись отказа от использования ее в качестве  складского помещения. Алексей Кириакович и Клеопатра Георгиевна имеют правительственные награды.                                      

1.Музенитова Светлана Алексеевна- врач- терапевт, садовод-огородник;
2.Музенитов  Шота Алексеевич-    преподаватель,    к.п.н., доцент,  садовод-огородник,    каменщик,  плотник;
3.Музенитова Нанули Алексеевна- учитель, садовод-огородник, предприниматель;
4.Музенитов Кириак Алексеевич- инженер- строитель, предприниматель, штукатур;
5.Музенитов Николай Алексеевич- техник - строитель, каменщик, плиточник, штукатур;
6.Музенитова Ивета Алексеевна-  инженер-экономист, садовод-огородник, предприниматель.

к.т. 8.865.2.34-05-26;  сот. 8.865.2.921-395
E-mail: muzenitov-shota@yandex.ru
355035 г. Ставрополь, пер.Садовый, д.11
Связь- по контактному телефону или электронной почте
28.01.2010г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий