пятница, 15 апреля 2011 г.

Об альтернативном Проекте к ФГОС

       Надо недвусмысленно понимать, что разработчики свое дело как могли, так и сделали. А в теоретическом плане Проект ФГОС написан достаточно грамотно. Другое дело разработанный Проект ничего хорошего ни ученикам, ни учителям, ни родителям, ни  общественности и государства в целом не дает. Причина в том, что разработчики Проекта не имеют должного понимания и представления об экономических  и производственных сферах, социальной среды. Полное отсутствие понимания условий рыночных отношений. Страна перешла к рыночным отношениям, а школа обязана, готовит своих выпускников таким образом, чтобы они могли бы реализовать себя в полной мере в этих переходных условиях. Но этого не произошло. Вот сказал наш Президент Д.А. Медведев, что надо воспитывать и развивать экологическую грамотность школьников и населения, так разработчики упомянули  в Проекте это слово 8 раз. Сами не догадались о том, что экологическое воспитание лишь составная часть экономического воспитания. И если должным образом не обозначить экономическое воспитание, экономическое мышление учащихся, а говорить об экологической грамотности, то это будет пустым звуком. Так разработчикам надо побольше говорить и подсказывать, что нам, думаю и предстоит сделать.
Каким должен быть на самом деле ФГОС? Думаю, что ФГОС должны быть нацелены на развитие личности школьника по линии использования полученных знаний к нынешним условиям рыночных отношений, на преодоление, предотвращение и профилактику негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию. Но, сожалению этого не произошло.
       Отсюда не трудно определить: какие предметы должны быть центральными или базисными. Но прежде всего надо четко себе представить причины, порождающие негативные явления в обществе.       
      Это отсутствие экономического мышления, слабые экономическая подготовка, организаторские способности, деловые качества, неумение строить достойные межличностные отношения, слабая культура межличностного, межэтнического и межнационального общения,
безысходность, неопределенность, неумение строить собственный досуг, слабая медицинская грамотность и оценка человеческой ценности подрастающим поколением.
       Именно, исходя из этих  положений для преодоления, предотвращения и профилактики негативных явлений в обществе, должны быть, разработаны соответствующие стандарты. На протяжении последних 10 лет я активно занимался этим вопросом, чтобы ответить на вопрос: каким должна быть наша новая современная школа?
      Для успешной работы на рынке труда школа обязана дать учащимся мощное развитие, перечень тех знаний, которые потребуются в личной жизни, трудовой деятельности, отношениях с общественностью. И исходить из того, что для успешной работы на рынке труда надо обладать развитым экономическим мышлением, организаторскими способностями, деловыми, партнерскими качествами, культурой межличностных и межэтнических отношений, и, естественно, обладать крепким здоровьем.
Отсюда, исходя из перечисленных представлений, к числу базовых предметов следует отнести:
1. Базовым предметом должен быть «Математическая экономика», направленный на развитие экономической культуры, экономического мышления, организаторских способностей и деловых качеств учащихся. Изучать предмет Экономика  раздельно, которая дает учащимся лишь экономические сведения и то по принципу: ученик услышал- вышел-  позабыл, что является не эффективной. Сведения он может получить и после школы.
2. Базовым предметом должен быть «Основы медицинских знаний», в содержание которого могут быть  включены вопросоы профилактики нарушений поведения школьников и негативных явлений в обществе. Здесь должны быть включены  вопросы изучения систем организма, где употребление наркотиков наносят наибольший вред, наиболее распространенные детские заболевания, заболевания взрослых, и самое главное школьник должен знать: какие функциональные изменения «поджидают» его с возрастом, и приводящие   к определенным расстройствам человеческого организма.  А не ОБЖ, где все смешано и нужное, и ненужное.
3. Базовым предметом должен быть «Культура отношений», с включением вопросов наследственного воспитания.
          Хочу сказать, что наш прекрасный многонациональный российский народ, представляющий букет цветов, народы зарубежных стран, в процессе собственного эволюционного исторического развития, этногенеза, попадая в сложнейшие ситуации, преодолевая лишения и страдания, холод и голод, подвергаясь незаслуженно жестокому обращению со стороны и не по своей воле,  приобрели как положительные, таких, как например, чувство взаимовыручки, товарищества, смелость, решительность, доброжелатель- ность и т.д. ,  так и отрицательные, таких, как например, жестокость, эгоизм, мстительность, жадность и т. д. личностные качества. И мы не вправе их осуждать за это.  Так исторически развивались целые народы. Зная об этом, человечеству необходимо развиваться и совершенствоваться. Все эти личностные качества, особенно коррупция - как раковая опухоль, давшая метастазы во все сферы человеческой деятельности, и являющаяся опасением того, что сопутствующие лишения прошлых лет могут повториться.   Эти качества проявляются сегодня, и  нуждаются в педагогической коррекции по отношению представителей всех народов, проживающих на нашей планете.
     Существует взаимосвязь между характером человека, наследственностью и воспитанием.  Этот вопрос волнует многих родителей. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных ситуациях.
Поскольку человек живет не изолированно, а в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты – черствость, индивидуализм, лживость, пассивность.
      Человек трудится и находится на каком-то трудовом посту, следовательно, ряд черт характера раскрывается его отношением к труду. Например, трудолюбие, добросовестность, аккуратность или противостоящие им отрицательные черты – лень, недобросовестность, небрежность. Наконец, в отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противостоящие им отрицательные черты – зазнайство, самоунижения, самоуверенность.
      Ученные так устанавливают количественные соотношения влияния среды и наследственности на  умственное развитие детей: 64%-наследственное влияние, 16%-различия в уровне семейной среды, 3%- различия в воспитании детей в семье, 17%-смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой. В целом каждый человек развивается по своему, и доля влияния наследственности и среды у каждого своя. Это довольно сложные социально-педагогические проблемы, и в школе почти ничего не говориться, чтобы школьник, зная об этом, под целенаправленным руководством учителя-воспитателя, избавлялся от недугов, которые изрядно вредят не только самому себе, но и обществу самостоятельно: самовоспитанием и самосовершенствованием.
   4. Базовым предметом вполне может быть и «Физический труд».                                               
         На наш взгляд,  ранее функционирующие Межшкольные учебные комбинаты необходимо реорганизовать (если они переданы третьим лицам, то вернуть их школьникам, подобно тому,  как возвращают детям детские сады) в внутришкольные или межшкольные ученические производственно-фермерские комплексы спортивного направления. Или построить новые, переоборудовать пустующие здания в учебно-производственные комплексы с привлечением в качестве спонсоров ведущих предприятий Ставропольского края с целью подготовки будущих востребованных рабочих кадров для собственных нужд. Где школьники, научились бы  выполнять ремонт бытовой техники, производить ремонтно-строительные, плотничные и другие работы, осуществлять пошив одежды для собственных потребностей и для реализации,  выращивать овощные культуры и семена, с использованием теплиц, птицу, используя инкубаторы, для школьной столовой и для реализации. При этом создать «Школьный фонд» для насущных потребностей самой же школы, ее коллектива, и одновременно заниматься спортом и т.д. Было бы оправданным и  целесообразным при государственной поддержки, включая спонсоров, организовать при общеобразовательных школах сети теплиц, учебных ученических производственно-фермерских  комплексов. Для вовлечения обучающейся молодёжи в трудовую деятельность в свободное от учёбы время и время летних каникул совместно с родительской, учительской и педагогической общественностью. Используя при этом ученическое   самоуправление в производственной и сельскохозяйственной сфере, роль которого становится все более значимой. К счастью, земель в России для этой цели предостаточно.  Если мы не привьем детям в раннем возрасте любовь к природе, растениям и домашним животным, то трудно будет в дальнейшем рассчитывать на добрые чувства и любовь к человеку, окружающему миру.
      Учащиеся при этом, приобретая определенные трудовые навыки, что является чрезвычайно важным в дальнейшей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений,  смогли бы, организовав свое дело, использовать полученные знания  на практике, выполняя определенные услуги населению по заказу, вступать в экономические отношения с частными лицами, предприятиями, организациями, фирмами. Развивая при этом свои организаторские способности и деловые качества, экономическую грамотность и самое главное – собственное экономическое мышление. беспрепятственно вливаться в трудовые коллективы после окончания школы.  Поскольку всего этого в школе нет, то наше общество раскололось на три части: одна часть, обладая развитым экономическим мышлением, организаторскими способностями, деловыми качествами, умением строить межличностные, межэтнические, партнерские отношения с окружающими, организовав свое дело, обеспечили себе достойное проживание. Другая часть, не обладая этими качествами, занялись посреднической миссией, крышеванием, рекетерством, и наконец, коррупцией. Третья часть, также, не обладая перечисленными качествами, вступили в органы правопорядка, чтобы привлечь к ответственности всех нарушителей, некоторые представители которых не прочь сращиваться с ними для своей выгоды, явно с коррупционными целями, собственно, что и произошло в Кущевской станице -сращивание правонарушителей с органами правопорядка).
      Определение содержания ФГОС, использование наиболее подходящих форм, методов, принципов, инновационных технологий для его реализации относится к числу основных, ключевых моментов, и составляет его наиболее трудную часть. При определении и разработке содержания образовательных стандартов требуются глубокие и разносторонние знания, сведения, определенные навыки из социально-экономической жизни, производственной и экономической сферы, социальной среды, знания и достижения из различных научных областей и многого другого комплекса знаний. Как правило, в разработке содержания образовательных стандартов принимают участи ведущие высококвалифицированные специалисты из различных областей науки. Естественно, каждый из них имеет глубокие   знания в своей области   в достаточной форме.
       А вот знания и сведения в экономической и производственной сфере, социальной среды, без учета которых никакой стандарт не будет долговечным, при этом, сидя в лабораториях, и оторванные от школы. Без чего, собственно, невозможно полноценно и качественно определить содержание образования, образовательные стандарты.  Призванной по своей сути и статусу создать благоприятные условия функционирующего образовательного процесса  в стране через отношения ученик-учитель-государство,  решать насущные проблемы нашего общества – разработанные государственные стандарты нового поколения, должны быть призваны, прежде всего, построению государства с развитым экономическим потенциалом, прекрасными  условиями жизни, без негативных явлений в обществе. На что, собственно, должен быть нацелены  разработчики  государственных стандартов. Поскольку ФГОС в нынешнем виде не решает эти задачи, то кому они нужны.
      В стране достаточно много передовиков производства, специалистов, к счастью, с высокой квалификацией, включая и директоров общеобразовательных  учреждений, которые по долгу своей службы, как никто другой, хорошо знающих свое дело, успешно разбирающихся в образовательном процессе, прекрасно информированные с социально-экономическими условиями среды, четко представляющие производственно-экономические отрасли и  их структуры, и многое другое. На наш взгляд, было бы  вполне оправданным  привлекать к разработке государственных стандартов в определении количества изучаемых предметов директоров школ и педагогические коллективы.  И оставить все вопросы, касаясь определения базовых предметов и предметов по выбору на их усмотрение.


Музенитов Шота Алексеевич – к.п.н.,  доцент кафедры высшая математика
к.т. 8.865.2.71-53-30;  сот. 8.865.2.921-395
E-mail: muzenitov-shota@yandex.ru
355035 г. Ставрополь, пер.Садовый, д.11     28.02.2011г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий