воскресенье, 26 июня 2011 г.

Культура межэтнических отношений школьников (специальныый курс)


                                 Культура межэтнических отношений
(специальный  курс)

   «Чтобы строить правильные, достойные межличностные и межэтнические отношения надо знать, понимать и изучать культуру и традиции друг друга».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      
Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 100 этносов и этнических групп. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.
      Выпускники общеобразовательных школ, придя на производство или продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.
 В процессе успешной организации трудовой деятельности на рынке труда  важная роль должна быть отведена установлению деловых, партнёрских,  достойных межличностных отношений в деле сотрудничества на основе     взаимного уважения и понимания национальных особенностей и традиционных ценностей: воспитания, образования, культурных, политических и религиозных взглядов.
Вначале сразу же отметим уникальное  высказывание   основоположника теории развития человеческого общества К.Маркса: « …на определенной ступени жизни дети воспитывают своих родителей». Развивая эту мысль, мы невольно приходим к такому, на первый взгляд кажущемуся простым, выводу, что  на определенном этапе учебного и производственного процесса ученик воспитывает своего учителя, студент – преподавателя, коллектив – руководителя.
         Большинство людей думают, что воспитание – это односторонний процесс переливания «душевной жидкости» из одного сосуда в другой. Подобный односторонний подход к постоянно важной проблеме воспитания личности был бы вовсе не полным. Воспитывая в дошкольниках, учениках, подчиненных чувство доброты и отзывчивости, мы сами  становимся добрее и отзывчивее, а воспитывая трудолюбие и ответственность перед самим собой и перед обществом, мы воспитываем эти качества и в себе. Развивая в учениках, студентах святую любовь к науке, познанию, или такие важные чувства, как целеустремленность, самокритичность, умение довести начатое дело до конца, каждый раз мы воспитываем эти качества и в себе.
         С другой стороны, если мы грубы, безответственны, то все это зачастую невольно передается нашим детям. Примеров из жизни, подтверждающих сказанное, можно привести много, они требуют научного исследования. Во всех жизненных ситуациях, естественно, следует вдумчиво и с особой осторожностью относиться к вопросам воспитания, совершенствования личности, чтобы в дальнейшем можно было увидеть человека в человеке.
Необходимо еще в школе, в старших классах дать учащимся такие сведения, которыми, в силу обратной связи, они могли бы воздействовать на мировоззрение своих родителей (например, при выборе профессии, при встраивании семейного быта и т.д.). Выработать и воспитать у выпускников такие качества, чтобы они могли в будущей трудовой деятельности, попав в коллектив, определенным образом влиять на него, научить их строить правильные отношения с окружающими. Естественно все эти личностные качества (и хорошие и плохие), привитые в юности родителями, школой, обществом в целом, включая улицу, фиксируется в сознании  и невольно передается последующему поколению. В этой связи не позволительно вести себя произвольно как вздумается или самотеком. И если всему этому подрастающее поколение учили в родительском доме, в школе да и в обществе в целом глубоко убежден, что люди задумывались   бы над своими поступками проделанными ими в той или иной сфере жизненного пространства. Известная пословица «Береги честь смолоду» должна быть всегда компасом в деле воспитания подрастающего поколения. И это достаточно серьезный фактор.
Нам хорошо известны примеры, когда родители обидчивы от природы – дети обидчивые, родители излишне словоохотливы – дети такие же, базирующиеся на образе жизни родителей.
Дети же в свою очередь не  могут противостоять  личностным качествам своих отцов, хотя им о них все было известно, а стали жертвами образа жизни собственных родителей. Сказанное происходит, как бы ни осознано, рефлексивно, самотеком.  Нужно оперативное вмешательство извне, соответствующее воспитание, чтобы предотвратить негативные явления. В школе, где этот вопрос, по моему глубокому убеждению, должен быть центральным, говорится лишь поверхностно.                                                 
  Следует отметить, что  национальные особенности и традиционные ценности у различных народов проявляются по-разному и чтобы строить правильные отношения, мы должны знать культуру и традиции друг друга всесторонне, как из внутри, так и внешне. И если бы эти вопросы на должном уровне изучались еще в школе, то наверняка каждый бы задумался, прежде  чем совершить тот или иной поступок в собственной жизни.
Вполне понятно, что для трудных подростков и взрослых на перевоспитание нужно потратить время, которого так не хватает у взрослых. Однако сегодняшняя жизнь, как в зеркале, показывает, к чему приводит такое невнимание.
         Вот почему необходимо всегда помнить: воспитывая – задумывайся, задумываясь – воспитывай. Естественно на данном этапе развития нашего общества, следует особо обратить внимание на развитие в детях таких качеств, как ответственность, благородство, порядочность, деловитость, честность и т.д.
Эффект от работы будет значительным, если не только бороться с недостатками, но и развивать положительные качества: уважение к родителям, от которых унаследованы трудолюбие, доброта, честность, умение дружить и так далее. Следует пробуждать у учащихся желание узнать о жизни своих предков: чем они занимались (очень часто это отражается – в фамилиях), где жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем можно помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь довольно часто это тоже передается по наследству.
Наши учащиеся находятся в том возрасте, когда с ними следует говорить о браке, о создании семьи. Воспитатель должен помочь ребятам избавиться от определенных недостатков или развить какие-то достоинства еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, влияет на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитывают своих детей. Убеждены, что одной их  важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супругов изменить или, во всяком случае, смягчить недостатки своего характера, хотя эти качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. Иногда даже причину развода так и указывают – несходство характеров. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. В праве ли учитель безучастно стоять в стороне?
В художественных фильмах, показанных на экранах страны, имеется богатейший материал, который учитель может использовать для осмысленного воздействия на воспитуемого, стимулируя в нем все положительное, что дано природой и, устраняя дефекты характера, которые передаются по законам образа жизни.
В силу специфики наших политэтничных регионов страны и происхождения конфликтных ситуаций среди  многонациональной молодежи, проживающей в Российской Федерации, усложнилась проблема  взаимопонимания между молодыми людьми, что, в первую очередь, сказалось на  установлении правильных межличностных и межэтнических отношений, для чего надо знать, понимать и основательно изучать культуру и традиции друг друга.
            Так как в стране происходят конфликтные ситуации, ущемление интересов, социальных прав, спокойной жизни одних народов за счет других, то необходимо безотлагательное вмешательство, чтобы выправить положение. Возникает вопрос: с чего начинать полноценное воспитание личности, хотя бы подрастающего поколения с учетом реальной ситуации. Для этого можно использовать слова, произнесенные Демокритом в свое время: «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиций ».
 Вообще говоря, об особенностях культуры и традиций всех народов надо глубже и шире их изучать и внедрять в практику воспитания, чтобы общество могло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, если же умалчивать об этом, значит, тормозить их развитие. От этого и зависит установление правильных общественных, межэтнических и межличностных отношений.
          В целом проведенное исследование в этом направлении переросло в целую теорию, получившую название: «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся», основу которой составили: высказывания, пословицы и поговорки народов мира, стратегии педагогического воздействия, учебно-познавательные фильмы, спектакли, клятва о достойном поведении в обществе. И изданы в виде методических рекомендаций под названием «Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения».
В вопросах воспитания подрастающего поколения, следует быть очень осторожным и аккуратным, а также обладать большим педагогическим искусством и обладать одним необходимым условием: быть любимым и уважаемым учащейся молодежью. Только в этом случае ученик всегда простит, если преподаватель «вышел» за пределы дозволенного.
Хотелось бы подрастающее поколение, а также всех родителей, учителей, преподавателей, руководителей всех уровней обратить внимание на следующий факт, который вполне может быть основой религиозного воспитания школьников, и  который в лаконичной форме можно представить в виде следующего высказывания: «Жизнь и природа не прощают и сурово наказывают тех, кто однажды встал на подлый, коварный путь и широко одаривают каждого, кто делает добро окружающему». Это глубоко религиозное учение практически  существующих религий всех народов, и подтверждается его проявление на основе наблюдений,  и человечество это давно заметило.
Если же в основу воспитания подрастающего поколения принять некоторые аспекты выше приведенного тезиса, то каждый бы задумался над совершением того или иного правонарушения по отношению к окружающим.                       
            Ниже приведем программу, обозначим цели, задачи, ожидаемые результаты и тематическое планирование специального курса «Культура межэтнических отношений».

ЦЕЛИ:
1. Формировать у учащихся знания об этногенезе народов Северного Кавказа, изучать положительный опыт межэтнических отношений в регионе. 
2. Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка народов Северного Кавказа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий.

ЗАДАЧИ:
1.Дать учащимся комплекс знаний об историко-цивилизационном развитии народов Северного Кавказа.
2. Обучить школьников и студентов национальным традициям  народов на Северном Кавказе.
3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений.
4. Подготовка школьников и студентов к социализации в полиэтничном регионе.
5. Осуществлять патриотическое, гражданское, воспитание школьников и студентов.                                                     

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки культуры  межличностного  и межэтнического отношений.
2. Познакомить учащихся с нормами о достойном  поведении в полиэтничном регионе, о недопустимости разжигания национальной розни  и  других  негативных явлений.
3.Привить учащимся навыки толерантного отношения к феномену поликультурности и поликонфесиональности.

  Cодержание  программы специального курса «Культура межэтнических отношений» школьники ( 10-11 классы ), студенты ( 1-2 курсы ), всего 36 часов.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений» (2 ч.)
Исторические этапы развития народов России и Северного  Кавказа. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Национальная политика российского государства.
Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе(4ч.) 
Национальная психология: сущность и содержание национального характера. Этническая  идентичность и ее формы, предубеждения, этнические предрассудки, стереотипы.
Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих на Северном  Кавказа  (14 ч.)
Культура и традиции: русского, греческого, осетинского, дагестанского, черкесского, чеченского, ингушского, калмыцкого, армянского, грузинского, немецкого  и других народов, проживающих на Кавказе..
Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность (8ч.)
Культура личности. Этикет. Культура межнационального общения. Культура поведения. Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения. Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения.
Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических  отношений (4 ч.)
Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания. Факторы, влияющие  на социализацию молодежи в полиэтничном регионе. Институты социализации. Роль среды в процессе социализации.

Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса            «Культура межэтнических отношений»  ( 4 ч.)
Выступление преподавателя и учеников на темы:                
 1.О достойном поведении в обществе»;    
 2. О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Сотрудничество молодежи Ставропольского края и стран Евросоюза  и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.
2. Межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края  со странами Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока по вопросам культуры и нации.
3. Межкультурное и межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края с другими регионами и странами для проведения экскурсий с целью ознакомления с достопримечательностями этих регионов и стран.
Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики местопроживания, а также собственных взглядов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятий
Количество занятий
теоретические
практические
Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений»
Исторические этапы развития народов   России, Северного Кавказа

1
Национальная политика российского государства
1

Тема 2. Особенности национального характера, культурные традиции  народов, проживающих в России и на  Северном Кавказе.
Национальная психология: сущность и содержание национального характера
1

Этническая идентичность и ее формы

1
Этнические предрассудки
1

Этнические предубеждения и стереотипы

1
Тема 3.История, культура и традиции народов, проживающих в России, на Северном Кавказе   
 Индо-европейские народы Северного Кавказа ( русские, украинцы, белорусы, греки, армяне, осетины)
2
2
 Адыго-абхазские народы Северного Кавказа  ( кабардинцы, черкесы, адыгейский, абхазы, абазинцы )
1
1
Тюркские народы Северного Кавказа   (туркмены,  татары, азербайджанцы,   кумыки,  ногайцы,  карачаевцы,  балкары)
1
1
Нахско-дагестанские народы Северного Кавказа (аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши)
1
1
Народы других этнолингвистических семей  (евреи, калмыки, грузины и др. )
2
2
Тема 4.Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность
Культура личности. Этикет.
1

Культура поведения
1

Культура межнационального общения
1
1
Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения
1
1
Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры  межнационального общения

2


Тема 5.Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений
Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания
1

Факторы, влияющие социализацию молодежи в полиэтничном регионетерном Кавказе,вРоссии и Европе.

1
 Институты  социализации

1
Роль среды в процессе социализации


Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса «Культура межэтнических отношений
1





Выступление преподавателя и учеников на
темы: 1. О достойном поведении в обществе

1

1
2  О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы

1

1


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Методы организации занятий могут быть представлены преимущественно проблемно-поисковыми и лекционно-семинарскими. При изучении вопросов «Развитие личностных качеств, межличностных отношений, религиозных взглядов и убеждений» следует акцентировать внимание учащихся на то, что у каждого народа имеются как достоинства, так и недостатки,  не конкретизируя ситуацию, о каком народе идет речь, если даже преподавателю об этом известно. Следует всегда помнить, что у каждого народа имеются резервные способности как и защитные функции человеческого организма, при котором можно всегда оказать такое умелое педагогическое воздействие на учащихся, чтобы «вызвать» у него резервные способности для дальнейшей реализации их уже самим учащимся. Речь в данном случае идет о так называемых «трудных детях». В ходе подготовки к занятиям целесообразно поощрять самостоятельную работу учащихся с научной и справочной литературой. Изучение курса может проводится в различных формах, включая индивидуальный, групповой, коллективный. Деление занятий на теоретические и практические носит условный характер.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

         Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, их активность и качество работы на занятиях).
2. Тематический контроль (проверочные работы).
         3. Обобщающий контроль в форме презентации личных достижений учащихся (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты, практические работы, устные справочные сообщения).
4. Система зачетов.

Практические занятия
Тема1.Предмет и задачи курса «Культура межэтнических   отношений»
Цель: проанализировать межэтнические процессы, происходящие на  Ставрополье.
Основные понятия: этнический структура населения, этнос, этнические группы, миграция, вынужденные переселенцы, диаспоры, национально-культурные автономии.
                          
Вопросы для обсуждения:
1.Этногенез  народов Кавказа.
2.Этнические процессы на Северном Кавказе.
3.Вынужденные переселенцы на территорию России.
4.Национальная политика российского государства.

Темы рефератов:
1.Демографические процессы на Северном Кавказе.
2.Национально-культурные автономии на Северном Кавказе.
3.Создание и развитие территориальных автономий на Северном Кавказе.
                             
Вопросы и задания:
1.Просмотр учебных фильмов и спектаклей по данной теме.
2. Организация «круглого стола» по теме: «Жизнь и деятельность замечательных людей», проживающих на Северном Кавказе.

Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе.     Цель: раскрыть основные подходы к определению понятий «национальный характер», «национальные предрассудки»,  «национальные стереотипы», «национальные особенности».
Основные понятия: нация,  национальный характер, этнос, этногенез, этнические предрассудки и стереотипы, менталитет.
                              
Вопросы для обсуждения:
1. Что определяет национальный характер?
2. Соотношение понятий «национального менталитета» и «индивидуального менталитета».
3.Сравнение «социального» и «национального» характера.
4.Развитие личности в условиях рыночных отношений.
                                      
Темы рефератов:
1.Национальный характер и менталитет.
2.Национальный характер в языковой и фольклорной сфере.
3.Национальные предрассудки и стереотипы.
                              
Вопросы и задания
1.Изучите национальный характер в фольклоре и устном народном творчестве.

2.Раскройте особенности менталитета народов, проживающих в Ставропольском крае.

Тема 3. Национальные особенности, культурные традиции народов, проживающих на Кавказе.   
Цель: изучить национальные особенности и культурные традиции народов, проживающих на Кавказе и в России.
Основные понятия: менталитет, толерантность, межэтнические  отношения, этнические группы.
                                   
Вопросы для обсуждения:
1.Национальные особенности народов Северного Кавказа.
2.Культурные традиции народов Северного Кавказа.
3.Миграционные процессы в Ставропольском крае.
4. История мировых религий на Северном Кавказе (христианство, ислам и др.).
Темы рефератов:
1.Традиции и культура народов Северного Кавказа (по выбору)

Вопросы и задания:
1.Просмотр художественных фильмов по данной теме.
2.Организация «круглого стола» на тему: «Герои Великой Отечественной войны Северного Кавказа»
3.Современная демографическая ситуация на Ставрополье.

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность.
Цель: раскрыть сущность и задачи культуры межнационального общения
Основные понятия: культура личности, этикет, национальное воспитание, культура межнациональных отношений, этнические группы.


Вопросы для обсуждения:
1.Определение сущности понятий «культура», «межнациональное общение», «культура поведения,  общения».
2.Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
3.Сущность понятия «этнический стереотип».
4.Ситуации, порождающие эмоциональную напряженность между этническими группами.

Темы рефератов:
1.Роль социальной среды в условиях формирования культуры межнационального общения.
2.Формирование опыта межнационального общения в Ставропольском крае.
3.Значение межнационального общения в профессиональной деятельности.
Вопросы и задания:
1.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.
2Рассмотрите вопросы воспитания общероссийского патриотизма, дружбы народов, религиозной терпимости.
3.Раскройте методы и принципы воспитания культуры межнациональных отношений.
4.Условия реализации целей,  задач и принципов воспитания культуры межнационального общения в социальной и экономической сфере.

Тема 5. Роль образования в воспитании культуры  межэтнических отношений. .
Цель: проанализировать основные подходы и факторы, влияющие на процесс социализации.
Основные понятия: развитие личности, социальная среда, социализация, социальное влияние.
                                 
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие «социализация».
2.Факторы, влияющие на социализацию.
3.Роль социальной среды в формировании личности.                            
4.Стадии и институты социализации.
                              
Темы рефератов:
1.Семья как фактор социализации.
2.Социализация и воспитание.
3.Роль образования в социализации личности.
                             
Вопросы и задания:
1.Раскройте причины миграционных процессов в России.
2.Проанализируйте соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
3.Просмотр художественных фильмов и спектаклей.
Приложение 1                КЛЯТВА  ШКОЛЬНИКА
Я (Ф. И. О.) перед лицом своих товарищей, учителей и наставников, вступая в самостоятельную жизнь в стенах своей школы, торжественно клянусь:
— достойно вести себя в семейном кругу, среди одноклассников, друзей и в обществе;
— систематически расширять кругозор в области таких дисциплин как математика, физика, экономика, медицина;
— развивать свои организаторские способности и деловые качества, быть всегда последовательным и доводить начатое дело до конца;
— развивать свои личностные качества — честность, порядочность, доброжелательность, живо интересоваться достижениями науки и техники, интересоваться политикой государства;
— с пониманием и уважением относиться к традициям, обычаям и культуре, религиозным взглядам и убеждениям проживающих рядом народов, строить правильные и достойные межэтнические отношения;
— изучать свою родословную, национальные обычаи и традиционные ценности своих предков;
— не позволять себе делать то, что может способствовать возникновению религиозной розни, разжиганию национальных страстей, обострению межэтнических отношений;
— следить за состоянием своего здоровья, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься общественно полезным трудом и спортом, не потакать формированию вредных привычек;
— с чувством глубокой признательности относиться к своим родителям, учителям, наставникам и представителям старшего поколения, прислушиваться к их мнению;
— гордиться героическим прошлым своей родины – великой России и ее многонационального народа
Примечание: педагогические коллективы могут вносить изменения в текст документа по своему усмотрению,  отразив при этом  «Клятву школьника», ее принятие в старших классах по достижению 14 лет в Уставе школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий