суббота, 25 июня 2011 г.

Профилактика нарушений поведения

                        Вовлечение в полезный труд

        В основу профилактики болезней поведения должен быть положен человеческий труд, исходя из проверенного в жизни утверждения: «Научил подрастающее поколение трудиться – можно быть за них спокойным, не научил – жди неприятностей». Такой пример в истории нашей страны уже был, когда так называемые «трудные подростки» воспитывались в трудовых колониях под руководством опытных педагогов А.С Макаренко и др., что привело к положительным результатам. Необходимо как можно раньше вовлечь в трудовую деятельность подростков и молодёжь. Так, например, в дошкольных учреждениях можно всегда научить ребят выращивать цветы, петрушку, укроп и другие, употребляемые в пищу  растения, чтобы они с ранних лет во время прополки могли отличать цветы и полезные растения от сорняков, а в дальнейшей жизни -хорошее  от плохого, добро от зла и т.д.
В этой связи хотелось бы привести опыт вовлечения в трудовую деятельность, который осуществлялся в родительской семье для всех 6 детей.
Каждый из нас трудовую деятельность начинал с 4-х лет. Дело в том, что родители имели достаточно большое фермерское хозяйство, включая 3-х коров, 2-х буйволиц, около 40 овец и все это с приплодом, большое количество птицы, 5 семей пчел; в распоряжении также были 2 огорода с общей площадью около 1 га. И чтобы все это хозяйство содержать, заготавливать корма, выращивать овощи для личного пользования и для реализации, в которой мы принимали активное  участие, приходилось уделять немало усилий и труда: сначала посев и прополка, а затем косьба и заготовка сена.
         Реализовывали мы на рынке птицу, картофель, масло, сыр, шерсть.  Реализация мяса осуществлялась сдачей приплода живым весом в заготовительные пункты, и получали ощутимую прибыль. При такой трудовой деятельности у нас постепенно развивались: экономическое мышление, деловые качества и организаторские способности, кроме того, общение с домашними животными, пчелами и ухаживание за ними, выращивание овощных культур благоприятно влияло на весь наш организм. Одновременно это было для нас занятие спортом и не было необходимости специально тренироваться. Выросли мы все физически развитыми, медицинский осмотр к призыву к службе в Армии всем братьям дал заключение- годны к любым родам войск, хотя служили там, куда призвали. Такая же процедура вовлечения детей в трудовую деятельность осуществлялась практически во всех семьях, проживающих в сельской местности. Заслуживает внимания в этой связи опыт работы со школьниками в Ярославской области, где в настоящее время организована их трудовая деятельность так, что они сами выращивают овощи и фрукты для школьной столовой.
     
           Учебный ученический производственно-фермерский комплекс

        В целях осуществления производственного воспитания школьников и студентов, ознакомления с предпринимательской деятельностью в условиях  рыночных отношений, изучения рынка труда, издания за счет получаемой прибыли разработанных учебных пособий и другой учебно-методической литературы,  нами еще в 1993г организован учебный ученический производственный комплекс ООО фирма «Эратосфен, и зарегистрирован в Министерстве  юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, как юридическая коммерческая организация. Из восьми основных видов деятельности, обозначенных в Уставе, мы выполняли лишь три. А именно:
1. Организация швейного производства и пошив одежды;
2. Выполнение ремонта бытовой техники, ремонтно-строительных работ для населения;
 3. Организация  общественного питания населению (кафе – пиццерия).
      Отметим сразу же, что определенный опыт работы в условиях рыночных отношений мы к этому времени уже имели.  Кроме того, нам было известно, что в сельской школе Алексей Кириакович преподавая химию, биологию, трудовое обучение, одновременно организовал фермерское хозяйство при сельской школе. Школа имела приусадебный участок около 1га и 10 га земли, выделенный правлением колхоза непосредственно на поле. Школьники выращивали овощные и зерновые культуры. В дальнейшем их реализовывали, образуя «Школьный фонд», который использовался для ремонта школы,  при покупке учебников, наглядных пособий и другого школьного инвентаря, оказывалась помощь нуждающимся школьникам. К сказанному следует добавить, что часть дохода, получаемого   от фермерского хозяйства, вполне можно распределить среди школьников в виде заработной платы, а часть, в качестве надбавки, передать учителям  с целью  увеличения их зарплаты. Тем самим дать возможность учителю самому зарабатывать.
     Организация нами учебного ученического производственного комплекса ООО «Эратосфен» преследовала основную цель определить: как может быть поставлено производственное воспитание школьников в городских условиях, где обстоят дела несколько иначе. При этом необходимо было выяснить следующие вопросы: как организовано производственное воспитание в школе?, каковы его социально-экономические основы?, в какую деятельность могут быть вовлечены учащиеся и какова роль ученического самоуправления в производственной сфере ?, каков процент учащихся, организовавших после окончания школы свое дело, продолживших профессиональное образование по направлениям производственного воспитания?, какова эффективность реализуемой модели ?    и   ряд других вопросов.
         Учащиеся в учебном ученическом производственном комплексе составляли лишь часть коллектива, и работали они вместе с взрослыми, в основном, в каникулярное и свободное от учебы время, им начислялась зарплата. Поэтому перед непосредственным применением их труда, приходилось говорить о социально-экономических основах производственного воспитания школьников, давать  определенные сведения из экономики, об экономических основах производства продукции независимо от их вида. Говорить о культуре межличностного и межнационального общения лиц, участвовавших в партнерских, деловых отношениях в трудовой деятельности, о профилактике нарушений поведения, и с учетом того обстоятельства, что школьники зарабатывают деньги, которые могут быть истрачены ими не по назначению, т.е. проводить соответствующий инструктаж.  
        После ознакомления с социально-экономическими  основами производственного воспитания учащихся они приступали к работе по перечисленным выше видам деятельности.
        В швейной мастерской мы занимались шитьем носовых платков, мужских и женских костюмов, женского платья, детских брюк, сигнальных жилетов, мужских трусов, а также выполняли  заказы населения, включая реставрацию изношенной одежды. При этом учащиеся выполняли часть работы: протачивали петли, пришивали пуговицы к готовым изделиям, проводили окантовку отдельных деталей ко всем изделиям с помощью оверлога, а также участвовали непосредственно в реализации готовой продукции.
       При выполнении ремонтных работ, бытовой техники для населения, учащиеся  работали под заказ  в основном для пенсионеров: ремонтировали утюги, устанавливали замки, клеили обои, вставляли стекла, клеили столы и стулья, устанавливали вешалки, чинили заборы и т. д.
       В кафе учащиеся пекли пирожки, жарили сувлаки, разогревали пиццу, полученную под реализацию на специальной жаровне,  и подавали клиентам, предъявляя им счет по оплате. В целом ситуация складывалась таким образом, что свободных денег на приобретение материалов, используемых непосредственно в производственной сфере, у нас не было. Брали необходимые материалы под реализацию. Подобная практика была распространена в предпринимательской деятельности. Более того, будучи, работая на преподавательской работе, я не имел возможности контролировать ситуацию, которая складывалась в учебном ученическом производственном комплексе, поэтому вся работа была построена на коллективном самоуправлении. Среди них чисто ученическим самоуправлением в производственной сфере был второй вид деятельности, выполнение ремонтных работ, а два других были смешанными.
Отметим, что никаких трудностей при выполнении перечисленных работ по всем трем видам деятельности, включая своевременную оплату за материалы, полученную под реализацию, учащиеся не ощущали. Выбор трех видов деятельности был оправдан и обусловлен тем, не всегда успешно они функционировали одновременно, приходилось перераспределять получаемую прибыль между ними, чтобы не останавливалась производственная деятельность каждого из них.
       В дальнейшем судьба моих учеников по направлениям, проведенным нами производственного воспитания, сложилась следующим образом. Швейная мастерская, просуществовавшая 6 лет,   была реорганизована из-за и слабой реализации готовой продукции на рынке, не выдержав конкуренцию, была передана им, которые продолжили свое дело в области швейного производства, выполняя работу под заказ.
Учащиеся, выполняющие ремонтные работы, впоследствии стали предпринимателями в области установки пластиковых окон населению.
Учащиеся, работавшие в кафе, продолжили работу в этой же сфере, но за пределами страны.
 В настоящее время в общеобразовательных учреждениях, к сожалению, не уделяется должного внимания производственному воспитанию учащихся, к его социально-экономическим основам, и развитию их экономического мышления. Учителя имеют слабое представление, в какую деятельность вовлечены учащиеся, каков процент учащихся организовавших после окончания школы свое дело, продолживших профессиональное образование по направлениям производственного воспитания. Вместе с тем школа прекрасно знает и даже гордится, ведя учет по числу  своих учащихся,  успешно сдавших ЕГЭ, и поступивших  в вузы, и считает это важнейшим критерием своей успешной педагогический работы. При этом важно отметить, что если не заложить основы экономического мышления в школе, то никакой вуз не восполнит этот пробел, просто не успеет, преследую при этом собственные учебные цели.
В школе не решается очень важная государственная проблема в производственной сфере: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников, столь нужных в нынешних условиях рыночных отношений применительно к рынку труда. Собственно, действующая в настоящее время система образования и содержание образования не позволяют это сделать. В результате в вузах готовятся специалисты заведомо низкой квалификации, от  крайне низкой экономической грамотности  и экономического мышления которых в принятии решений  по всей России  происходят разрушительные действия. Разрушаются здания, шахты, школы, систематически возникают пожары, падают самолеты, происходят аварии на дорогах и т. д., что, в конечном итоге приводит многочисленным человеческим жертвам, потерям  ранее созданных ценностей, и является национальной трагедией. Спрашивается, кому нужен выпускник, получивший высшее профессиональное образование в вузе на базе успешной сдачи ЕГЭ без развитого экономического мышления? Следует отметить, что наибольшую ценность для государства представляют те учащиеся, которые не сдали ЕГЭ. Значительная часть этой категории учащихся, видя безуспешность подготовки школой к условиям рыночных отношений, заняты производственным делом, организовавшим их родителями или просто знакомыми. И на это, а не на подготовку к ЕГЭ учащиеся тратят свое личное время. Они еще в школьные годы вступают в экономические отношения с населением, организациями, развивая свое экономическое мышление самостоятельно.
       Нам говорят, что в  ЕГЭ присутствует коррупционная составляющая,  и введен для борьбы с коррупцией в вузе. С коррупцией, безотлагательно, надо бороться, но не усилиями женщин- учителей и детей. Для этого существуют другие методы. Безусловно, различные формы проверки знаний учащихся, включая и ЕГЭ, должны быть в школе, но сначала надо повысить интерес к изучению  проверяемой дисциплины, чтобы они с радостью и вдохновенно ее изучали, каковой, например, является такой важнейший предмет как математика.
Где выход из создавшегося положения?
       На наш взгляд,  ранее функционирующие Межшкольные учебные комбинаты необходимо реорганизовать (если они переданы третьим лицам, то вернуть их школьникам, подобно тому,  как возвращают детям детские сады) в внутришкольные или межшкольные учебные ученические производственно-фермерские комплексы спортивного направления. Или построить новые, переоборудовать пустующие здания в учебно-производственные комплексы. Где школьники, научились бы  выполнять ремонт бытовой техники, производить ремонтно-строительные, плотничные и другие работы, осуществлять пошив одежды для собственных потребностей и для реализации,  выращивать овощные культуры и семена, включая и тепличный способ, птицу, используя инкубаторы, и все это для школьной столовой и для реализации. При этом создавая «Школьный фонд» для насущных потребностей самой школы и ее коллектива, и одновременно заниматься спортом и т.д. Поэтому становится актуальным и целесообразным при государственной поддержки, включая полное финансовое обеспечение, при совместных действиях региональных министерств образования, местных властных структур, широкой педагогической общественности, как можно шире развернуть при общеобразовательных школах сети теплиц, учебных ученических производственно-фермерских  комплексов со спортивным направлением. При вузах-  малые предприятия для вовлечения обучающейся молодёжи в трудовую деятельность в свободное от учёбы время и время летних каникул совместно с родительской, учительской и педагогической общественностью. Используя при этом ученическое и студенческое  самоуправление в производственной и сельскохозяйственной сфере, роль которого становится все более значимой в условиях рыночных отношений.   К счастью, земель в России для этой цели предостаточно.  Если мы не привьем детям в раннем возрасте любовь к природе, растениям и домашним животным, то трудно будет в дальнейшем рассчитывать на добрые чувства и любовь к человеку, всему окружающему нас миру, творческому мышлению.
        При этом школьники могут использовать полученные знания  на практике, выполняя определенные услуги населению по заказу, вступать в экономические отношения с частными лицами, предприятиями, организациями, фирмами. Развивая при этом свои организаторские способности и деловые качества, экономическую грамотность и самое главное – собственное экономическое мышление. Отметим также, что идея организации учебных ученических производственно-фермерских комплексов в г. Ставрополе и Ставропольском крае с обозначенными видами деятельности принадлежит Министру образования СК Золотухиной А.Ф. Эта идея определилась при личной встрече с Аллой Федоровной в процессе обсуждения вопроса о необходимости развития производственно-экономического мышления школьников, широко поддерживаемой учительской ( и не только) общественностью Ставропольского края и лично автором.  
      В этой связи в теоретических работах и практическом опыте выдающихся педагогов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др., утверждается, что непосредственное участие детей и подростков в производстве материальных благ, в процессе их распределения, позволяет понять сущность экономических преобразований.  К сожалению, на возможный трудовой потенциал школьников практически не обращается должного внимания, они не используются в производстве продуктов первой необходимости, пусть даже для себя, школьной столовой, хотя возможности у них гораздо шире. Школьники же, в свою очередь, при нынешнем состоянии дел свое свободное время тратят на другие цели.  А потом взрослое население удивляется тому, что много негативного в обществе среди молодежи. Сказанное, в конечном итоге, позволит выпускникам общеобразовательных учреждений получить трудовые навыки в учебных ученических производственно-фермерских комплексах,  и беспрепятственно вливаться в производственные  коллективы. 
     На наш взгляд, следует обратить на следующие положения, которые необходимо разрешить: 1. В общеобразовательных школах, на основе разработанных стандартов делаются в отдельных случаях определенные попытки в решении  проблемы производственного воспитания, экономического мышления учащихся созданием экономических классов, преподаванием экономики в младших классах, в старших классах преподается специальный предмет «Экономика» и т.д. Но все сводится к ознакомлению школьников с некоторыми сведениями из экономики, которые может получить школьник и после школы, и то по принципу - ученик: услышал-вышел– позабыл, что не эффективно, и является, собственно, лишь экономическими основами производственного воспитания. Без  участия учащихся в экономических отношениях с населением, организациями, фирмами и т. д. невозможно решить проблему экономического мышления учащихся. Это равносильно тому, что спортсмен добивается определенных успехов в спорте на основе теоретических сведений, полученных от своего тренера, не проводя при этом необходимых собственных систематических тренировок; 2. Развитие рыночных отношений в стране создало острую потребность в создании необходимых условий в системе образования для формирования экономической культуры и развития экономического мышления подрастающего поколения; 3. Существующая ныне реальная действительность показывает, что на данный момент школа не имеет научно-обоснованной организации образовательной среды, формирующей экономическую культуру и экономическое мышление школьника, хотя определенные теоретические предпосылки для этого имеются. Работники образования, учительская общественность на сегодня имеют слабое представление о производственной и экономической сфере, социальной среде, хотя владеют очень высоким образовательным уровнем; 4. Традиционное содержание учебно-воспитательной работы в школе не обеспечивает становление экономической культуры и экономического мышления личности школьника. Образовательная среда, адекватно отражающая современные рыночные тенденции и способствующая формированию экономического мышления школьника, осталась вне поля внимания разработчиков школьных стандартов нового поколения. Таким образом, возникло резкое противоречие между потребностью общества в необходимости готовить учащихся к рыночным отношениям с развитым экономическим мышлением   в новых социально-экономических условиях и отсутствием соответствующих научных разработок  (стандартов) и практической базы,  основу которой должны составлять учебные ученические производственные комплексы. Без решения и внедрения перечисленных условий в среду образования, собственно, невозможно построить государство с развитым экономическим потенциалом. А для Великой России с ее многочисленными строящимися объектами в различных сферах производственной деятельности, где сосредоточена значительная часть трудовых ресурсов- экономическая  грамотность, развитое экономическое мышление трудового потенциала нужны как никакой другой стране.   
         Для успешного функционирования  ученического самоуправления  в производственной сфере, на рынке труда, проведения профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию в период развития предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров в стране необходимо развивать у школьников следующие наиболее важные качества:
  а) экономическую грамотность и связанные с ней экономическое мышление, организаторские способности и деловые качества;
б) умение строить достойные межличностные и межэтнические  отношения с окружающими лицами;
в) укрепление физического здоровья.
Все эти три положения взаимосвязаны между собой:
1. Физическое здоровье человека полноценно формируется в процессе трудовой деятельности, установления достойных межличностных отношений, элементарными знаниями основ медицины.
2. Трудовая деятельность успешно осуществляется при наличии физического здоровья, развитого экономического мышления, организаторских способностей и деловых, партнерских отношений с окружающими людьми.
3. Межличностные отношения благоприятно складываются в процессе партнерских, деловых отношений в трудовой деятельности и при наличии физического здоровья.
Эти положения в совокупности образуют профилактический медико-экономико-межэтнический треугольник МЭМ, регулирующий триединую проблему: развитие производственной и экономической культуры школьников, необходимой в трудовой деятельности, медицинской культуры для укрепления физического здоровья, необходимого в течение всей жизни, межэтнической культуры с целью установления толерантных межличностных отношений, способствующих успешному общению и сотрудничеству с общественностью в трудовой деятельности. Что в совокупности являются частью общей культуры в образовательном процессе школьников и студентов и составляют социально-экономическую основу их производственного воспитания, профилактики негативных явлений в обществе.
         Для решения проблемы медицинского образования и воспитания школьников, профилактики негативных явлений в обществе нами разработана программа и методические рекомендации «Профилактика нарушений поведения» для обязательного изучения в системе школа-вуз. Основная  задача данного курса: повышение уровня медицинской подготовки школьников и студентов. Ознакомление их с минимумом медицинских знаний с целью всестороннего изучения собственного организма,  с наиболее распространенными детскими заболеваниями, заболеваниями взрослых, и проведение своевременной  профилактики по предотвращению негативных явлений в организме, связанных с болезнями поведения,  возрастными особенностями. 
                                                   Цели:
1.Расширить  возможности учащихся иметь широкое представление о собственном организме, о тех функциональных изменениях, происходящих в организме с учетом возрастных особенностей, о существовании различного рода заболеваний, которым подвержен практически каждый орган организма.
     2.Формировать у учащихся понимание важности систематических профилактических мер для поддержания организма в должной форме, следить за показателями изменений, происходящих в человеческом организме (кровяное давление, наличие сахара и холестерина и др.).
3.Развивать интерес учащихся к изучению медицины и народной   медицины, придав ей ведущей роли   и значение для человеческого организма в его излечении и очищении.
     4.Оказать противодействие  распространению наркотиков, инфекционных  заболеваний (ВИЧ/СПИД и др.)  в Ставропольском крае и по стране.            
                                                     Задачи:
1.           Расширить научный кругозор учащихся в  области медицины,     народной     медицины,     лекарственных растений.
2.           Рекомендовать   учащимся   следить  за   собственным организмом и содержать его в должном порядке,  знать о наследственных заболеваниях родословной и о методах предупреждения этих заболеваний.
3.           Обучать    старшеклассников,    студентов  методам   лечения и профилактики  наиболее  распространенных  инфекционных , венерических и наркотических заболеваний.
4.           Привить умения и навыки выполнять простой укол по назначению,  следить за функциональными изменениями в организме.
5.           Рекомендовать следить за достижениями медицины и народной медицины, умело пользоваться справочной и медицинской литературой в процессе самообразования.
6.           Формировать умения и навыки осуществлять периодическое очищение организма для нормального функционирования органов, своевременное проведение необходимых профилактических мер.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:
1.  Подвести учащихся к пониманию того, что медицинские знания нужны и полезны, прежде всего, для самого себя (для собственного организма) и постановка диагноза возникшего заболевания всецело зависит от правильных разъяснений самого пациента.
2.  Сформировать у школьников и студентов первичные навыки решения проблем, возникших  в собственном организме.
3.           Повышение  уровня  медицинской грамотности учащихся и проведение эффективных мероприятий по профилактике  болезней поведения..
4.           Снижения  уровня  потребления наркотиков в немедицинских целях..
5.           Снижения уровня преступности и правонарушений.
6.           Снижения уровня незаконного оборота наркотиков.
7.           Улучшение взаимодействия между  организациями местного самоуправления  и  общественными организациями по профилактике  наркомании среди подростков и молодежи Ставропольского края и страны.
8.           Достичь повышения уровня самостоятельности в процессах самообразования, своевременного использования достижений медицины и народной медицины для нужд собственного организма, умелого пользования справочной и медицинской литературой.
            1.Медицинское образование и воспитание учащихся      (2 ч.).                                                                                                         Общая   информация   о   состоянии   здоровья, правильное питание.
       2.Сердечно   -   сосудистая   система      организма  и   ее лечение (4 ч.).
Основные факторы риска болезней сердца. Изменяемые и неизменяемые факторы риска. Врожденные пороки сердца. Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок.  Болезни и расстройства: стеноз, транспозиция, синдром гипоплазии левых отделов сердца, атеросклероз, инсульт, инфаркт миокарда, миокардит, перикардит. Болезнь периферических сосудов. Ревматическая болезнь сердца. Лечение сердца и сердечно - сосудистой системы.
3.    Желудочно-кишечная система организма и ее лечение (4 ч.).
Врожденные пороки. Атрезия пищевода с образованием пищеводно-трахеального свища. Болезни и расстройства: аппендицит, целиакия, желчнокаменная болезнь, холецистит, цирроз печени, раковые заболевания пищевода, желудка, толстой и прямой кишок, гастрит, геморрой, гепатит, рак печени, полости рта, поджелудочной железы, панкреатит, перитонит, язвенный колит. Лечение желудочно-кишечной системы.
        4. Эндокринная  система  организма  и  ее  лечение   (4 ч.).
Болезни и расстройства: болезнь Аддисона, врожденная адреналовая гиперплазия, синдром Кушинга, сахарный и несахарный диабет, зоб,  болезнь Грефе, гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз, рахит, рак щитовидной железы, тиреоидит.
  5.Инфекции и венерические заболевания организма и их лечение (6 ч .).
Вирусные инфекции: гепатит А и В, герпес, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), коревая краснуха, опоясывающий лишай, дифтерия, корь, коклюш, столбняк, ветряная оспа, пародонтоз. Болезни, передаваемые половым путем: хламидии, гонорея, сифилис, СПИД.
6. Нервная система организма и ее лечение ( 4 ч.)
 Болезни и расстройства: паралич, эпилепсия, менингит, болезнь Паркинсона.
        7. Психические заболевания организма и их лечение ( 4 ч.)
Болезни и расстройства: тревожные состояния, расстройство питания и настроения, психопатические расстройства.
          8. Наркотики  и  последствия  их употребления ( 4 ч. )
Опиаты,  каннабиноиды ,  амфетамины,  экстази, галлюциногены, ингалянты , ПАВ. Профилактика нарушений  поведения.
          9. Полная система очищения организма (4 ч ).
Очищение  печени, кишечника, почек, желчного  пузыря, крови, всего организма от шлаков и солей,  очищение с помощью лекарственных растений и саун.
 Примечание: содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики места проживания, а также собственных взглядов.
                                   Практическая работа (6 ч. ).
1.  Измерение  кровяного  давления.  Измерение  наличия глюкозы в крови с помощью глюкометра.
2.            Экскурсия  в  диагностический  центр  для  измерения холестерина в крови.
3.            Экскурсия в кардиологический центр для измерения электрокардиограммы сердца и головы (ЭКГ и ЭКГГ).
4.            Выполнение уколов пациентам.    
5.            Составление системы физических упражнений для оздоровления организма, посещение оздоровительного комплекса.
6.            Определение диагноза простых и распространенных заболеваний при осмотре пациента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий