воскресенье, 23 октября 2011 г.

Элементарные фукции в экономике

. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

§1. Сведения об оплате труда
Преподаватель информирует учащихся о том, что на предприятиях нашей страны применяются в основном три формы оплаты труда – повременная, сдельная и договорная. С учетом премиальных при повременной оплате труда измерителем количества затраченного времени служит число часов или дней, отработанных рабочим, с учетом его квалификации. Повременная оплата труда подразделяется на почасовую, поденную и помесячную. Предварительно учащиеся знакомятся с такими понятиями, как норма времени, норма выработки, тарифная ставка, расценка. Даются пояснения к этим понятиям.
Нормой времени называется то количество времени, которое потребуется рабочему определенной профессии и квалификации на производство единицы продукции или выполнение единиц другой работы. Норма выработки означает количество изделий, произведенных рабочим в единицу рабочего времени.
Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени (час, день, месяц). Расценка выражает денежную стоимость в рублях или копейках единицы продукции или единицы работы. Зависимость между нормой выработки и нормой времени выражается следующей формулой:
Нвыр=Тсм/Нвр,
где Тсм – сменное время, Нвыр – норма выработки, Нвр – норма времени.
Учащимся сообщается, что почасовая оплата определяется умножением часовой тарифной ставки, которая соответствует тарифному разряду рабочего, на фактически отработанное время в часах.
Аналогично подсчитывается поденная зарплата, только вместо почасовой тарифной ставки берётся дневная, а время подсчитывается в днях. Помесячная зарплата определяется делением месячного оклада рабочего на количество рабочих часов или дней в данном месяце, а затем умножается на отработанное число часов, дней.
Ниже приведем примеры решения задач первого уровня. Цены в задачах представлены по состоянию до 2000 года, а переход к новым быстро изменяющимся ценам можно осуществить на практических занятиях с учащимися в период изучения материала.
Пример 1. Месячная заработная плата рабочего 15400 руб. Количество рабочих дней было 22, а фактически отработанных дней – 19. Тогда месячная зарплата рабочего составляет:

(руб.).
Пример 2. Слесарь пятого разряда, который работает по повременной оплате труда, в течение месяца имеет 23 рабочих дня. Тарифная ставка, соответствующая его разряду, равна 68,4 руб. Тогда его месячная заработная плата составит: (руб.).
Пример 3. Дневной заработок рабочего четвертого разряда составляет 406 руб., а количество рабочих дней равно 22. Следовательно, его месячная зарплата равна (руб.).
При сдельной оплате труда заработная плата рабочего зависит от количества произведенной продукции. На каждую единицу продукции устанавливается норма времени и расценка.
Объясняем учащимся, что часто работа выполняется не одним рабочим, а бригадой, состоящей из нескольких человек, у которых разное количество отработанных часов и разная квалификация. Заработная плата каждого рабочего в этом случае определяется двумя методами.
1. Вычисляется по формуле:
(1)
где Зр – сдельный заработок члена бригады; Збр – сдельный заработок бригады; Тбр – тарифный заработок бригады; Тр– тарифный заработок одного рабочего.

2. Вычисляется по формуле:
(2)
где Кбр – общая сумма коэффициентов – часов по бригаде в целом; Кр – количество коэффициентов – часов у отдельного рабочего.
Для удобства нахождения тарифных ставок, соответствующих данному разряду, вводится тарифная сетка. Тарифный коэффициент 1-го разряда всегда равен единице, тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз труд рабочего, имевшего высокий разряд, производительнее, и соответственно оплачивается выше по сравнению с трудом рабочего, имеющего первый разряд. Зная тарифный коэффициент любого разряда, можно путем умножения на тарифную ставку первого разряда определить тарифные ставки, соответствующие другим разрядам.
Пример 4. Общий заработок бригады составляет 21988 руб. В составе бригады работали слесарь 6-го разряда – 178 ч (часовая ставка 42 руб.), слесарь – 4-го разряда – 100 ч (часовая ставка 31,2 руб.), слесарь 2-го разряда – 78 ч (часовая ставка 24 руб.). Определить заработок каждого члена бригады, если тарифные коэффициенты у слесаря
6-го разряда – 1,985, 4-го разряда – 1,474, 2-го – 1,134.
Определим тарифный заработок каждого рабочего.
Слесарь 6-го разряда 42 ∙ 178 = 7476 (руб.),
4-го разряда 31,2 ∙ 100 = 3120 (руб.),
2-го разряда 24 ∙ 78 = 1872 (руб.).
Всего – 12468 руб.
Отсюда, исходя из формулы (1), сдельный заработок каждого члена бригады составит:
Слесарь 6 разряда – (руб.),
4 разряда – (руб.),
2 разряда – (руб.).
Далее учащимся сообщается, что для повышения материальной и моральной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда применяют различные премиальные системы оплаты труда. К ним относятся повременно-премиальная, сдельно-премиальная, аккордная и др. Премии выплачиваются за выполнение и перевыполнение плана, за выпуск бездефектной продукции, за экономию сырья и материалов и т. п. Премии устанавливаются руководителями промышленных предприятий, она составляет определенный процент от основного заработка.
Общий заработок рабочего, представляющий математическую модель заработной платы, выглядит так:
,
где З0 – общий заработок; – процент премирования; З – заработок.
После решения этих задач учащимся даются тренировочные упражнения, для решения которых они должны использовать сборник «Единые нормы и расценки» (ЕНиР). Например, учащимся предлагается оценить:
1. Разгрузку досок с укладкой в штабель (30 м3),
2. Разработку грунта II группы в траншеях под фундамент в ручную глубиной до 1,5 м, шириной 0,7 (30 м3).
3. Погрузку кирпича на автомашины с укладкой (25 т).
4. Кирпичную кладку средней сложности с расшивкой (55 м2).
Учащиеся к этому времени уже должны знать, что для каждого вида, работ имеются соответствующие «Единые нормы и расценки», поэтому они по типу работы легко ориентируются, по каким ЕНиРам ее оценивать. Для случаев 1 и 3 учащиеся пользуются ЕНиРами по транспортным работам, для 2 – ЕНиРом по земляным работам, для случая 4 – ЕНиРом по каменным работам, т. е. находят соответствующий тип работы, а затем с помощью приведенной в ЕНиРе таблицы определяют стоимость и норму времени на единицу продукции, затем на весь объем. По существу, этот процесс ничем не отличается от умения находить квадраты чисел, квадратных корней, значение тригонометрических функций соответствующих углов с использованием специальных таблиц или компьютерной технологии.
Пример 5. Рабочий в течение месяца выполнил следующие работы:
1. Доработку грунта III группы в котлованах под фундаменты – 15 м3 (1 м3 – 120 руб.).
2. Укладку фундаментных блоков башенным краном весом до 3,5 т. – 10 шт. (1 шт. – 150 руб.).
3. Установку блоков под стены подвалов весом до 2,5 т – 20 шт. (1 шт. – 100 руб.).
4. Укладку панелей перекрытия площадью до 10 м2 – 15 шт. (1 м2 – 20 руб.).
Определить месячный заработок рабочего.
Решение. Месячный заработок рабочего будет состоять из суммы заработков по отдельным видам работ. Определим каждый из них в отдельности (цены договорные).
1. Доработка грунта руб.
2. Укладка фундаментных блоков (руб.).
3. Установка блоков под стены подвалов 10 ∙ 20 = 2000 (руб.).
4. Укладка панелей перекрытия (руб.).
Итого заработная плата рабочего в течение месяца составит 8300 руб.
Пример 6. Каменщик после 10 дней работы применил новое приспособление, благодаря чему увеличил дневную производительность труда на 20% и всего за 23 рабочих дня выполнил 51,2 м3 кирпичной кладки. Определить средний месячный заработок до и после применения приспособления, если премиальные составляют 10% от основного заработка. (Цена 1 м3 кладки 200 руб.)
Решение. Пусть х м3 кирпичной кладки – дневная производительность труда, тогда 1,2х (м3) – дневная производительность труда после применения приспособления.
Согласно условию задачи составим уравнение:


.
По договору 1 м3 кирпичной кладки стоит 200 руб., тогда стоимость всей работы равна: до применения приспособления: (руб.),
после применения приспособления: (руб.).
С учетом премиальных средний месячный заработок соответственно составит 10120 руб. и 12144 руб. При решении этих примеров учащиеся замечают, что с ростом производительности труда растет и заработная плата.
После выполнения этих примеров на следующем занятии обращается внимание учащихся на то обстоятельство, что для изготовления единицы продукции или какой-нибудь другой работы необходимо проделать ряд промежуточных работ. Например, для изготовления оконных блоков потребуется произвести распилку леса, затем острожку, зашпиливание швов, долбление, зачистку, разметку и сборку деталей, наконец, укладку готовой продукции в штабель. В стоимость изготовленной продукции будут входить все стоимости перечисленных работ с учетом времени, которые описываются калькуляцией. Отмечается, что с помощью составленной калькуляции определяют себестоимость изготовленной продукции и время, затраченное на ее изготовление. Калькуляции помогают при начислении заработной платы рабочим, облегчают описание выполненной работы. С учащимися рассматривают наиболее простейшие виды калькуляций. Приведем пример калькуляции на изготовление оконной коробки размером 0,755 х 0,780 мм.


Шифр Краткое
описание работ
и условий
производства Единица измерения Объем выполненных
работ Договорная
стоимость Норма
времени
На единицу продукции На весь
объем На единицу
продукции На весь
объем
1 П. 38-3-17
табл. 2
№ 28 Поперечная распиловка бруса на маятниковой пиле, сечение 87x 64 мм длиной детали 100 шт. 0,04 15 0,6 0,66 0,026
2 П. 38-3-21
табл. 2
№ 3-а,
к = 1,6
к = 2 Острожка с четырех сторон брусков коробки на фуговальном станке, ширина детали 140 мм, длина 0,78 мм 100 шт. 0,04 30 1,2 1,76 0,07
3 П. 38-3-18
№ 1-а,
№ 2-а,
к = 1,3
к = 2 Выборка четвертей на циркулярной пиле в брусе с двух сторон, ширина 140 мм, длина детали 0,78 мм 100 шт. 0,08 90 7,2 4,73 0,38
Продолжение таблицы
4 П. 38-3-24
табл. 1
№ 1-а Зашпиливание швов на шипорезном станке, сечение детали до 100 см, длина детали 0,78 м 100 шт 0,04 20 0,8 0,96 0,04
5 П. 38-3-28
№ 1-д Долбление потемочного гнезда на цепно-долбежном станке 100
гнезд 0,04 20 0,8 1,15 0,05
6 П. 38-3-32
таб. 2 Разметка детали при количестве более трех разметок в одной детали 100 шт. 0,24 15 3,6 0,57 0,14
7 П. 38-3
гл. 1
тех-часть
к = 3 Зачистка поверхностей после машинной обработки с трех сторон 10 м 0,312 5 1,6 0,315 0,1
8 П. 38-3-8
табл. 3 Сборка
коробки 1 шт. 1 5 5 0,22 0,22
9 П.1-15
№ 1
П. 1-14
№ 1 Подноска деталей внутри цеха с укладкой в штабель на расстояние 20 м m 0,005 100 0,5 0,995 0,04
Итого: 21,3 1,07

Здесь k – коэффициент доплаты в зависимости от работы, применяемых материалов. Следовательно, себестоимость одной оконной коробки размером 0,755 x 0,78 мм стоит 21,3 руб., время, затраченное на изготовление одной коробки, составляет 1,07 ч.
Пример 7. Плотники, улучшив технологию производства, заменив отдельные этапы производства продукции ручной труд механизированным, в течение трех лет дважды равномерно снизили себестоимость изготовления оконной коробки на один и тот же процент по сравнению с первоначальной стоимостью. На сколько процентов снизилась себестоимость оконной коробки, если согласно калькуляции она составляет 21,3 руб., а после снижения 18,7 руб.
Решение. Пусть х – процент снижения себестоимости изготовления оконной коробки. Тогда согласно условию задачи, составим уравнение:
, , откуда
Следовательно, себестоимость снизилась на 6%. При решении задач такого вида учащиеся убеждаются, что производительность труда прямо связана с себестоимостью продукции: с ростом производительности труда себестоимость снижается.
Пример 8. Бригада состоит из трех человек, имеющих 4, 5, 6 разряды, часовые тарифные ставки которых соответственно 22, 24, 28 руб. Применив НОТ, и при условии экономии строительных материалов бригада увеличила производительность труда на 25%, в результате чего ежемесячно 23 рабочих дня стала изготовлять на 242 оконных блока больше. Произвести расчет оплаты рабочим согласно калькуляции, если премиальные начисляются из расчета 15% к основной зарплате.
Решение
Пусть х блоков – месячная производительность труда бригады до соблюдения режима экономии и НОТ, тогда 1,25х – месячная производительность труда бригады в результате применения НОТ и экономии строительных материалов. Согласно условию задачи, составим уравнение: 1,25х – х = 242, х = 968 (блоков), 1,25 • х = 1210 (блоков).
Находим общий заработок бригады
21,3 • 968 = 20618,4 (руб.)
Определим тарифный заработок каждого рабочего:
для 1-го – 22 • 184 = 4048 (руб.),
для 2-го – 24 • 184 = 4416 (руб.),
для 3-го – 28 • 184 = 5152 (руб.).
Всего: 13616 (руб.)
Учащиеся приходят к выводу, что для определения сдельного заработка каждого рабочего лучше всего сначала найти поправочный коэффициент (К). Для этого нужно общий сдельный заработок бригады разделить на сумму тарифного заработка, т. е.
.
Тогда сдельный заработок каждого рабочего составит:
для 1-го – 4048 • 1,514 = 6128,68 руб.,
для 2-го – 4416 • 1,514 = 6658,82 руб.,
для 3-го – 5152 • 1,514 = 7800,12 руб.,
а с учетом премии:
для 1-го – 6128,68 • (1 + 0,15) = 7047,98 руб.,
для 2-го – 6685,82 • (1 + 0,15) = 7688,69 руб.,
для 3-го – 7800,12 • (1 + 0,15) = 8978,14 руб.
После введения новшества и с учетом премиальных заработные платы рабочих соответственно составят 8807,5 руб., 9598,1 руб., 11197,9 руб.
Пример 9. На базе А общий привес всех поросят за сезон (180 дней) составил 405 т, а на базе Б, где были применены аэронизационные установки, общий привес составил 479,88 т, хотя поросят было на 200 голов меньше. Известно, что суточный привес одного поросенка на базе Б на 120 г больше, чем на базе А.
Найти:
1. Количество поросят на этих базах.
2. Среднесуточный привес одного поросенка на базах А и Б.
3. Себестоимость одного килограмма свинины на А и Б, если общие расходы на 1 поросенка на базе А – 9000 руб., а на базе Б – 9300 руб., а средний вес поросят, поступающих на базы 15 кг.
Решение
1.
Базы Количество
поросят Среднесуточный при вес поросенка
А х
Б х – 200

,
2. Суточный привес А: кг;
Б: кг.
3. Себестоимость А и Б:
А: руб.;
Б: руб.
Пример 10. Две бригады 10 и 12 чел. за смену изготовили 400 деталей. После усовершенствования технологии производительность труда повысилась до 480 деталей за смену. Найти:
1. На сколько процентов увеличилась производительность труда, если вначале каждый рабочий 2-й бригады за смену изготовлял на 4 детали больше, чем рабочий 1-й бригады.
2. Вычислить среднемесячную зарплату после улучшения технологии производства рабочих 1 и 2-й бригад, если за каждую деталь оплачивают 30 руб. (число рабочих дней – 22).
Решение
Пусть x – детали, изготовляемые рабочим 1-й бригады за одну смену, тогда (x+4) – количество деталей, изготовляемых рабочим 2-й бригады за смену, а потому получим уравнение: .
Допустим, что производительность труда увеличилась на y%, тогда:
, откуда, х = 16, y = 20%.
Вычисление зарплаты:
Производительность труда 1-й бригады – 19 деталей, а 2-й – 24 детали.
Зарплата рабочего1-й бригады: 19 • 30 • 22 = 12540 руб.
Зарплата рабочего 2-й бригады: 24 • 30 • 22 = 15840 руб.
Приведем краткий анализ этих задач.
Этап формализации и решения экономико-математической модели для учащихся не представляет, как показали занятия, особого труда. Приведем поэтому здесь процесс протекания этапа интерпретации на уроке:
Преподаватель. За что начисляется рабочим заработная плата?
Ученик А. За выполненную работу, за выпуск продукции.
Преподаватель. Что такое продукция?
Ученик В. Это продукт труда рабочего, который предназначен для удовлетворения потребностей людей.
Преподаватель. Правильно, что имеется в виду под заработной платой рабочего?
Ученик С. Количество денег, которое получает рабочий за свою работу.
Преподаватель. Хорошо. Какие виды оплаты труда вы знаете?
Ученик Д. Сдельная и повременная оплата. И еще премиальная оплата.
Преподаватель. Верно. Чем отличается сдельная оплата труда от повременной оплаты?
(Учащиеся правильно и быстро отвечают на этот вопрос.)
Преподаватель. А за что начисляют премию?
Учащиеся. За выполнение и перевыполнение плана работы и за экономию строительных материалов.
Преподаватель. Правильно. От каких факторов зависит заработная плата рабочих? (Класс задумался.)
Ученик А. Прежде всего, это зависит от самого рабочего, насколько он хорошо работает.
Преподаватель. Правильно... Объясните, подробнее, уточните.
Ученик Д. От того, как рабочий применяет новые приспособления, экономно расходует сырье, не теряет впустую рабочее время, чтобы больше изготовить продукции и больше заработать.
Преподаватель. Кто более четко скажет – от чего зависит заработная плата?
Ученик Е. Заработная плата рабочих зависит в первую очередь от производительности труда.
Преподаватель. Верно.
Ученик Л. Зависит также от применения новых приспособлений.
Преподаватель. Только ли в строительном деле применяют новые приспособления? Для чего рабочие и инженерно-технические работники разрабатывают новые приспособления?
Учащиеся. Не только. На любом производстве разрабатываются такие приспособления, которые могут повысить производительность труда.
(Учащиеся приводят конкретные примеры).
Преподаватель. Как, одним словом охарактеризовать всё сказанное?
Учащиеся. Рационализация труда за счет изобретения новых приспособлений.
Преподаватель. Хорошо. Ну, а теперь скажите, пожалуйста, что мы имеем в виду под производительностью труда?
Ученик В. Производительность труда это то, что каменщик сделал кирпичную кладку за 1 день.
Преподаватель. Но обязательно ли за один день? Кто более четко скажет об этом?
Ученик М. Под производительностью труда мы понимаем объем выполненной работы за определённое время, например, за 1 час, за 1 месяц, за 1 год.
Преподаватель. Для чего нужно повышать, производительность труда?
Ученик А. Для того, чтобы увеличить выпуск продукции.
Ученик С. Для роста заработной платы рабочих, а это, в свою очередь, способствует повышению материального благосостояния людей.
Преподаватель. С помощью чего определяется заработок рабочего?
Ученик А. С помощью сборников ЕНиР и калькуляций. Например, при решении задачи о начислении заработной платы используем калькуляцию на изготовление оконной коробки.
Преподаватель. Что такое режим экономии?
Ученик С. Это умелое использование сырья.
Ученик Д. Это бережное отношение к собственности.
Преподаватель. Правильно. Надо добавить еще рациональное использование средств, устранение потерь в народном хозяйстве, еще с какими экономическими понятиями мы с вами ознакомились? (Класс задумался.)
Ученик Н. Мы ознакомились с понятием себестоимости продукции.
Преподаватель. Ну, а теперь скажите, что вы понимаете под себестоимостью продукции?
(На этот вопрос учащиеся не сразу дали правильный ответ. Пришлось провести дополнительную беседу с ними).
Ученик Г. Себестоимость – это те затраты, которые нужны для изготовления продукции. Например, оконного блока, стола.
Преподаватель. Еще какие примеры можете привести? (Ученики перечислили ряд готовых изделий.) И, наконец, общими усилиями выясняется, что себестоимость продукции – общая сумма затрат предприятия на производство единицы того или иного товара, выраженная в деньгах.
Пример 11. Две бригады, состоящие из 10 и 20 человек, усовершенствовали технологию производства, а потому производительность труда, соответственно, возросла на 20% и 10%, и обе бригады за смену вместо 710 деталей стали изготовлять 816 деталей. Найти производительность труда каждого рабочего первой и второй бригады за смену до и после усовершенствования технологии производства.
Этап формализации
Преподаватель. В результате чего бригады увеличили производительность труда?
Ученик А. За счет усовершенствования технологии производства.
Преподаватель. На сколько увеличили производительность труда?
Ученик Н. Первая бригада на 20%, а вторая на 10%.
Преподаватель. На сколько деталей увеличилась совместная производительность труда?
Ученик П. На 106 деталей.
Преподаватель. Сколько искомых величин нужно найти?
Ученик Р. Нужно найти две искомые величины.
Преподаватель. Какие?
Ученик А. Нужно найти производительность труда каждого рабочего первой и второй бригад до и после усовершенствования технологии производства.
Преподаватель. Правильно. С двумя или с одной неизвестной можно решить эту задачу?
Ученик П. Задачу можно решить и с одной и с двумя неизвестными.
Преподаватель. Правильно. Решите эту задачу с двумя неизвестными. Вызываю к доске ученика П., он довольно успешно справляется с этапом формализации и решением математической модели.
Ниже даем фотографию решения.
Пусть х деталей – производительность труда за смену одного рабочего первой бригады, а у деталей – производительность труда за смену одного рабочего второй бригады, тогда 10х+12у = 710. Производительность труда, соответственно, возросла на 20% и 10%, а потому получим второе уравнение: 0,2х+0,1у = 106.
Итак, 10х+12у = 710; 0,2х+0,1у = 106.
Этап решения математической модели выполняется предельно просто.
Ученик П. быстро вычисляет искомые величины и пишет ответ, что производительность труда до улучшения технологии производства рабочего первой бригады за смену 35 деталей, а рабочего второй бригады – 30 деталей. После повышения производительности труда соответственно: 42 и 33.
Этап интерпретации
Преподаватель. Что называется производительностью труда?
Ученик С. Производительность труда – это работа, которую рабочий выполняет за один час, за одну смену.
Преподаватель. Правильно. Подумайте, можно ли говорить о производитель- ности труда за одну неделю.
Ученик М. Можно говорить о производительности труда за одну неделю и даже за один месяц и год.
Преподаватель. Правильно. Интересно, что же имеют в виду под технологией производства.
Ученик Н. Технология производства – это то, как делают...
Преподаватель. Лучше, наверное, сказать, что под технологией производства имеют в виду способы обработки, применяемые при изготовлении той или иной продукции.
Так как это техническое понятие в процессе учебы будет часто встречаться, то учащиеся записывают его определение. Таким образом, экспериментально вывели, что решение задач с экономическим содержанием способствует формированию экономических понятий и воспитанию мышления на базе выявления логических связей между этими понятиями на этапах формализации и интерпретации задач с практическим содержанием.
При решении этих задач учащиеся замечают, что с ростом производительности труда растет и заработная плата, что производительность труда связана с себестоимостью выпускаемой продукции, т. е. с ростом производительности труда себестоимость снижается, и, наконец, на рост производительности труда влияют научные методы организации работ, применение новых технологических процессов, методов и приемов труда, т. е. устанавливают взаимосвязи экономических явлений.
ЗАДАЧИ
Задача 1. Составить калькуляцию затрат труда и заработной платы:
а) по строительству волейбольной площадки,
б) по изготовлению мороженого.
Задача 2. Плотник в течение месяца изготовил:
а) деревянные переносные лестницы (150 м);
б) полотерки (100 шт.):
в) столы на козлах длиной 2 м на шпонках (15 шт.):
г) ящики для гашеной извести (5 шт.);
д) ящики для пожарных рукавов (10 шт.).
Определить месячный заработок рабочего.
Задача 3. Проведена сварка стыков стержней с накладной из круглой стали при d=30 мм. Вычислить стоимость проделанной работы, если заварено 970 стыков.
Задача 4. Изготовлены бетонные блоки для стен подвала объемом до 0,5 м3 одного блока. Вычислить стоимость изготовления 176 блоков, если премиальные составляют 20% от основной зарплаты.
Задача 5. Численность работающих в кафе – 5 человек. Себестоимость одного обеда в кафе – 50 руб. (без учета заработной платы). Ставка налога – 13% от прибыли. Величина спроса: если цена обеда 60 руб., то количество продаж обедов в месяц – 7000 шт., если цена обеда 70 руб., то количество продаж обедов в месяц – 3000 шт., если цена обеда 80 руб., то количества продаж обедов в месяц – 1600 шт. Определить оптимальную цену обедов, установить среднемесячную зарплату работающим и определить величину прибыли, полученную владельцем кафе в месяц.
Задача 6. Бригада каменщиков из 8 человек после трех дней работы применила новое приспособление, благодаря чему увеличила дневную производительность труда на 10% и всего за 24 рабочих дня выполнила 672 м3 кирпичной кладки. Определить средний месячный заработок до и после применения приспособления, если премиальные составляют 10% от основного заработка.
Задача 7. Бригада плотников, применив НОТ, при условии экономии строительных материалов увеличила производительность труда на 25%, в результате чего ежемесячно стала изготовлять на 270 оконных блоков больше. Привести расчет оплаты рабочим, если премиальные начисляются из расчета 15% к основной оплате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий